Главная / Газета 20 Июля 2006 г. 00:00 / Культура

От кабаре до мятежа

В Пушкинском музее выставили коллекцию раритетных французских афиш

ДАРЬЯ РЕШЕТКО, АЛЛА КОРОЛЕВА

Музей изобразительных искусств имени Пушкина принял в своих стенах коллекцию «Мастера французской афиши» – одну из крупнейших в России. Плакаты, практически рассыпавшиеся в прах, поступили из собраний московских коллекционеров, однако благодаря кропотливой работе реставратора Надежды Кнорре они были возвращены к жизни и сейчас представлены в залах музея почти в первозданной яркости. По афишным листам можно проследить историю искусства целой эпохи – Belle Epoque – «прекрасного» времени во Франции между 1880 и 1914 годами.

На некоторых афишах изображены барышни, рассматривающие… афиши.
На некоторых афишах изображены барышни, рассматривающие… афиши.
shadow
Пушкинский музей постарался в оформлении московской выставки. Основной зал стилизован под французский бульвар XIX века: изящные дубовые скамейки, объемные вазы с роскошными цветами, тумбы с расклеенными афишами и интересная подсветка. На стенах – более ста плакатов самых известных мастеров, начиная с периода «сладкой жизни» и искусства ар нуво и заканчивая политическими плакатами первых лет XX века.

Именно на рубеж веков, когда конкуренция и борьба за рынок заставила предпринимателей обратиться к рекламе, пришелся расцвет афишного искусства во Франции. И жанр афиши стал одним из неотъемлемых составляющих на пути к успеху. Появились профессиональные плакатисты, рекламировавшие продукцию и услуги того времени, и улицы французских городов вскоре превратились в большой выставочный зал. Профессия расклейщиков была престижной и высокооплачиваемой – в специальной форме и снаряжении они распространяли по городу мастерски выполненные рисунки. Из Англии были специально позаимствованы афишные тумбы, эффектно подсвечивающиеся по вечерам, а по улицам разъезжали «рекламные» повозки и тележки. Типографии организовывали свои магазины и конкурсы на проекты афиш. Таким образом даже начинающий художник мог попробовать себя наравне с мастерами плакатного дела. Из лучших работ устраивались выставки.

shadow Позднее это поветрие переросло в целый бум – «афишеманию». Бальзак, например, имел двойственное отношение к этому явлению. С одной стороны, он говорил, что это просто глупая страсть («Дошли до того, что стали афиши коллекционировать»), с другой – утверждал, что это огромный вклад во французскую культуру и мировое наследие для потомков. Во французской прессе обсуждались целые «афишные дела» – о ночных кражах, разоблачениях, сговорах торговцев и коллекционеров, скупке тиражей для завышения цен.

Родоначальником жанра афиш, пожалуй, по праву можно назвать Жюля Шере, который на смену скучным черно-белым листам рисовал яркие, запоминающиеся плакаты. Его кумиры – мастера рококо, и это заметно прослеживается в работах автора. Шере как нельзя лучше поймал образ музы того времени. На его афишах – танцовщицы кабаре, кокетливые дамочки с папиросами и маленькие девочки с тонкими чертами лица, рекламирующие зубную пасту. Парижане даже прозвали героинь его плакатов «шереттами»: именно они изображены на рекламах театральных выступлений, маскарадов, ревю и общественного катка в Ледовом дворце на Елисейских полях.

В Пушкинском с афишами Шере соседствуют несколько вызывающие работы Вийетта, вроде антиклерикального плаката «Любовницы папы». Большинство его афиш исполнено с блестящим чувством юмора, однако есть и поистине печальные. Например, красивая бледная девушка с золотистыми волосами, болезненно склонившая голову над швейной машинкой, – реклама медицинского препарата против анемии.

shadow Большинство афиш рекламирует простые реалии того времени: папиросную бумагу, чернила для любовных писем, спиртные напитки и печатные издания. Французские плакатисты не забывают о художественном исполнении даже в рекламе велосипедов: на плакатах изображены утонченные девушки в ночных сорочках, мечтающие о новом средстве передвижения.

Но самым ярким мазком на выставке бесспорно являются работы Альфонса Марии Мухи, ставшего своеобразным символом прекрасной эпохи. Его изюминка – искусное изображение театральных афиш, перед которым не устояла даже Сара Бернар. Она заказала Альфонсу афишу к спектаклю «Гамлет», где сама в 55-летнем возрасте играла главную роль. Плакат получился действительно впечатляющим – величественный портрет шекспировского героя исполнен в благородных зеленых тонах, а в лице Гамлета прослеживаются утонченные женские черты.

Однако Вelle Еpoque не вечна, и на смену изящному афишному искусству XIX века пришла грубая неотесанность века нового. В соседнем зале – демонстрация уже далеко не утонченных революционных плакатов, реклам общественно-политических журналов и сатирических памфлетов. Среди них, пожалуй, более всего отличились мастера 1900-х годов Стейнлен и Гранжуан, изображавшие измученные лица бедняков, призывы к ненависти, забастовкам и мятежам и – уже после победы la revolution – флаги, красные звезды и символы пришедшего к власти коммунизма.

Пожалуй, самое интересное в искусстве афиши – его предназначение и роль. Если задуматься, все эти старательно прорисованные плакаты были написаны лишь для того, чтобы повисеть неделю-другую и отправиться в мусорную корзину. Однако они пережили свое время и создателей и сохранились до наших дней. А все потому, что авторы сделали свою рекламу полем для художественных экспериментов и проводником новых идей. Уличное искусство было поднято до уровня искусства высокого – и в этом неоспоримая заслуга мастеров французской афиши.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: