Главная / Газета 18 Июля 2006 г. 00:00 / Культура

Руки-реки

Немецкий фотограф показал, как надо снимать жизнь города

АЛЛА КОРОЛЕВА

В здании столичного «Фотосоюза» открылась выставка немецкого фотографа Иоханнеса Галерта. Когда-то он снимал на черно-белую пленку Россию, но на свою московскую выставку привез людные улицы Дюссельдорфа и знаменитый Рейн. Пропущенные через объектив фотокамеры немецкие городские пейзажи позволяют окунуться в необычный мир пространства, созданный художником.

shadow
Современной фотографии не существует без города. Нет того, кто не стремился бы изобразить на снимках его дышащее, двигающееся и живущее своей жизнью целое. Старые улицы, городские парки, сверкающие высотки, рабочие кварталы и разрисованные граффити стены давно заняли половину выставочных залов с фотографиями, а причислять себя к модному и ультрасовременному направлению urban photography стремится чуть ли не каждый второй.

На этот раз свое видение городского пространства представляет немецкий фотограф Иоханнес Галерт – художник русского происхождения, окончивший институт народного хозяйства в Свердловске. Страсть к фотографии появилась в нем в 1980 году, и в течение 10 лет Галерт работал свободным фотографом в России, запечатлевая на черно-белых снимках картины русского быта и родной природы. В 1990 году Иоханнес переехал в Германию, где успешно работает фотографом по сей день. «Пространство города» – не первая выставка Галерта в России: его работы уже демонстрировались на Волжской биеннале в Нижнем Новгороде.

Город реальный, город ирреальный, пространство, построенное в воображении фотографа, – все это очень тесно переплетается в творчестве Галерта. Однако не стоит ожидать от его выставки привычных элементов современной городской фотографии. Ловко пользуясь самодельным объективом, дюссельдорфский художник изображает на снимках скорее не сам город, а обобщенный портрет его жителей. Размытые по краям, неприхотливые и словно на ощупь «мягкие», его фотографии полны людей – смеющихся, болтающих, спорящих, неторопливо прогуливающихся или спешащих на работу. Человек в черном пальто с портфелем, обнимающаяся молодая пара, уличный художник-портретист, дамы с собаками или посетители уютных кафе на открытом воздухе – они и есть то самое неуловимое дыхание города, ловко отмеченное фотографом.

Особый поток дневного света, окутывающий Дюссельдорф и его жителей, не просто дополняет снимки, но является как бы еще одним действующим лицом, попавшим в фотокамеру Галерта. Нечеткие контуры создают иллюзию бесконечности городского единства, предлагают войти в этот своеобразный мир и, примкнув к прохожим, раствориться в лабиринте дюссельдорфских улиц.

Еще один объект рукотворной оптики Галерта, составляющий вторую часть выставки, – Рейн, знаменитая немецкая река, неотъемлемая часть города, воспетая поэтами, писателями и художниками и завораживающая жителей своим холодным величием. Река, золотистая от заката солнца, запечатлена на снимках, словно играющая в уходящих лучах. На этих фотографиях нет места чему-то, кроме живой рейнской прохлады, и только изредка попадает в кадр размытая лодка или кусок пристани. Другое дело – поручень моста или ведущие в воду ступеньки. Их роль совершенно определенная: с фотографий немецкого художника так легко, нагнувшись, зачерпнуть рукой горсть похожей на рыбную чешую водной глади и, вглядываясь в переливающееся на солнце сокровище, вдохнуть частицу Дюссельдорфа – такого, каким его видит Иоханнес Галерт.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: