Главная / Газета 5 Июля 2006 г. 00:00 / Культура

Они не только съели Кука

Москвичам показали картины «темных» и продвинутых жителей Австралии

ВЕРА ЩИРОВА

В столице, перегруженной музеями, студиями, различными площадками, где выставляют шедевры признанных гениев, появилась еще одна чудная галерея. На этот раз нас решили удивить творчеством австралийских аборигенов. Открытие состоялось в рамках Недели Австралии в Москве. Неделя прошла, а аборигены остались.

По мнению аборигенов, лягушки выглядят так…
По мнению аборигенов, лягушки выглядят так…
shadow
На первый взгляд яркие картины австралийских художников кажутся веселыми, бессмысленными и не вызывают никаких эмоций, кроме умиления. На самом деле разноцветные точечки, разбросанные по холсту в виде каких-то загогулин, треугольников и прочих фигурок, вовсе не обычная мазня, а целая философия.

Точечная техника является традиционной для аборигенов. Коренные обитатели пустыни, а именно те, которые до сих пор живут в ее дальних уголках в своих общинах, только недавно подсмотрели у своих более продвинутых товарищей, что точки можно соединять в линии. И все же большинство аборигенов по-прежнему остаются верны точечкам. К тому же ценители всего этнического наотрез отказываются покупать «осовремененные» картины. Усвоив это правило, художники раз и навсегда решили распрощаться с прогрессом. Единственное, что они согласились позаимствовать у цивилизации, – это акриловые краски и холсты. Поэтому неудивительно, что работы аборигенов обывателю совершенно непонятны.

Чтобы понять смысл полотен, придется воспользоваться помощью специалиста. Дело в том, что аборигены всегда изображают вид сверху. В итоге получаются загадочные «космограммы», которые при расшифровке несут в себе массу информации. К примеру, красные крестики, обведенные желтым, белым и сиреневым, – не что иное, как лягушки. К тому же это животное попало на картину не просто так, а потому что для аборигена оно настолько же диковинное, как для нас снежный человек. В пустыне увидеть лягушку можно только в сезон дождей, и то, если повезет. Чаще аборигенам приходиться довольствоваться лишь лягушачьими следами, оставленными на песке. Вот это чудо они и рисуют, чтобы потомкам показать.

Закорючки и буковки Е – это путь опоссума через пустыню. Черточки – это лапки, синусоидальная траектория – след от хвоста на песке. Многократное повторение этого узора на одной картине –
…а опоссум – так.
shadow бесконечность жизни. Аборигены верят, что время повторяется и жизнь никогда не заканчивается.

Шесть подков вокруг деревяшки – веселая картина. На ней изображены женщины, которые отдыхают. На другой картине рядом с женщинами нарисованы еще и кружочки – это дамы уже приступили к работе. Скорее всего, они роют яму или готовят еду.

Такими же методами аборигены могут изобразить на одном холсте целую неделю охоты. Или вообще всю жизнь общины. Специалисты говорят, что к некоторым работам аборигенов нужно относиться не как к картинам, а как к книгам. Россияне же пока воспринимают рисунки аборигенов как забавное украшение квартир. Часто рисунки вешают вверх тормашками, не понимая, что нарушают весь глубинный смысл. Но аборигены на цивилизованных жителей не обижаются. Они даже стали соглашаться работать в современных арт-центрах, каждый день рисуют ровно по три часа на продажу, иного способа добывать деньги они пока не придумали. А некоторые художники стали популярны и за пределами Австралии. К примеру, сегодня работы Педи Стюарта и Габриэлы Поссум можно купить и в Европе. И все же дороже всего ценятся рисунки «темных» аборигенов, которые до сих пор впадают в легкий шок, когда белые люди умоляют их продать свое творчество.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: