Главная / Газета 27 Июня 2006 г. 00:00 / Культура

И чужие станут своими

Выставка Эдуарда Гороховского заставила по-иному взглянуть на семейный фотоальбом

АНДРЕЙ ЛЕОНОВ

Живопись и фотография обладают равными правами называться видом искусства. Художник имеет полное право воспользоваться обоими этими видами и создать из них микс. Этим, собственно, и занимался Эдуард Гороховский, не жалея ни фотографий, ни красок для создания тех самых работ, которые представлены на выставке «Семейный альбом».

Отдыхавшие в Алупке в 1934 году граждане не предполагали, что их будут разглядывать в XXI веке.
Отдыхавшие в Алупке в 1934 году граждане не предполагали, что их будут разглядывать в XXI веке.
shadow
В галерее «Файн Арт» выставки работ известного московского художника-концептуалиста, основателя отечественного photo-based art (искусство на основе фотографии), мастера фотоколлажа Гороховского проводят регулярно. Нынешняя выставка под названием «Семейный альбом», посвященная дню рождения автора и включающая в себя 15 больших графических листов, как объяснила куратор галереи Ирина Филатова, «выставка-симулякр». То есть выставка работ, которые симулируют старые фотографии и открытки.

Нужно заметить, что фотография для Гороховского – первоисточник или что-то вроде бесформенной глыбы, из которой он подобно античному скульптору созидает, отсекая лишнее. Правда, добавляя что-то от себя. Старая фотография подвергается различным последовательным манипуляциям, включающим добавление рисунков, надписей, штампов, пятен, разводов – в общем, всего, что превращает «Семейный альбом» Гороховского в концептуальный коллаж.

Переведенное методом шелкографии на бумагу семейное фото в обработке Эдуарда Гороховского предстает перед зрителем в совершенно ином контексте. Личными переживаниями, печатью прожитых лет и символами прошлой эпохи буквально пропитаны все представленные на выставке работы. Смесь двух видов искусства – фотографии и рисунка – рождает смешанное же чувство ностальгической тревоги по людям, известным и неизвестным (дело в том, что в основе лежат не только снимки семьи и друзей Гороховского, но и старые карточки совершенно незнакомых людей, приобретенные им в фотоателье). Имитация старой стены и впечатанная в нее старая же фотография предстают перед зрителем своеобразным памятником, артефактом и одновременно символом, несущим на себе все те изменения, внешние и внутренние, которые могли случиться или случились с людьми. Молодость, семья, дружба потрепаны временем (некоторые снимки сделаны еще до 1917 года) и сами олицетворяют время.

Своеобразная игра Эдуарда Гороховского с памятью, выплеснутая на бумагу, ассоциативна и импрессивна. Работы серии «Семейный альбом» обрушивают границу «свой – чужой», заставляя зрителя сопереживать судьбе изображенных на фото. Чувства, которые вполне мог ощутить человек, лично знакомый с объектами внимания художника, становятся доступны стороннему наблюдателю и облекаются в форму личного переживания. Кстати, настроение, с которым покидаешь выставку, можно определить как ностальгию и лиризм.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 июня 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: