Главная / Газета 6 Июня 2006 г. 00:00 / Культура

Саксофон для цыгана

В Архангельском прошел самый интеллигентный музыкальный фестиваль

ВЛАДИМИР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Если бы Луи Армстронг заглянул в минувшие выходные на фестиваль «Усадьба. Джаз» в Архангельское, он был бы, наверное, немало удивлен. Ибо джаз в привычном понимании здесь нужно было еще поискать. Зато музыкально подкованной публике показали очень много новаторских и неожиданных экспериментов, использующих джазовый подход к звукуи аранжировке.

Заза Коринтели не был похож на джазмена, зато выступил зажигательно.<br>Фото: ИТАР-ТАСС. ГРИГОРИЙ ТАМБУЛОВ
Заза Коринтели не был похож на джазмена, зато выступил зажигательно.
Фото: ИТАР-ТАСС. ГРИГОРИЙ ТАМБУЛОВ
shadow
На фестивале вместо джаза господствовал в основном этнофьюжн, смесь народной музыки и джазовых импровизаций с заходом в латину, рок, ска. Скажем, проект Zventa-Svetlana Тины Кузнецовой или «Жили-были» знаменитого фольклориста Сергея Старостина уводили слушателя далеко по дорогам народной музыки. Равно как и проект известного грузинского музыканта Зазы Коринтели и весьма популярной сейчас в Москве Нино Катамадзе с ее группой Insight. Цыганскую ветвь развивали разудалый «Хоронько-оркестр» и Леонсия Эрденко – одна из ключевых фигур российской цыганской музыки. Напомним, именно она шесть лет назад записала с группой Zdob Si Zdub свою версию песни группы «Кино» «Видели ночь», которая стала бесспорным хитом и с успехом крутится на радиостанциях до сих пор. Не дали забыть о том, что есть джаз в его классическом понимании, мэтры Георгий Гаранян и Валерий Гроховский, трубач Алекс Сипягина и молодые коллективы, ненавязчиво склонившие публику к самозабвенным танцам.

Наверное, не ошибемся, если назовем фестиваль «Усадьба. Джаз», проходящий в бывшей усадьбе князя Юсупова на берегу Москвы-реки вот уже в третий раз, самым интеллигентным из московских музыкальных фестивалей. И публика здесь отличается неизменной воспитанностью. Однако никакая интеллигентность не могла заставить публику чопорно ходить по дорожкам, как того требовали таблички и красные ленточки вокруг газонов. Иначе народ на площадках просто не поместился бы. Что удивило, так это обилие девушек и женщин на высоченных каблуках, с известным усилием шагающих по неровным травянистым площадкам, будто по минному полю. Бедные. И кто их так научил?

Как и в прошлом году, фестиваль привлек музыкальную элиту всех мастей. Спрятавшись под кепкой и за черными очками, ближе к вечеру на одну из четырех работающих площадок прошмыгнул Дмитрий Дибров. Александр Липницкий – музыкальный критик, продюсер и экс-басист «Звуков Му» – с удовольствием внимал звучанию струн Ивана Смирнова. А рулевой поп-группы «Гости из будущего» Юрий Усачев с интересом приобщался к непростой музыке Тины Кузнецовой.

То, что джаз – это не только трубы и контрабас, убедительно иллюстрировали и знаменитый корифей ударных инструментов Марк Пекарский, и вокальный секстет Man Sound (Украина), исполняющий а капелла, с раскладкой на партии различных инструментов самую разнообразную музыку – от «Хава нагилы» до песен из репертуара «Битлз». Тяготеет к джазу и рок-музыка. Однако надо признать, такие заслуженные, хоть и разные по статусу рок-коллективы, как возрожденный «Вежливый отказ» и «Хоронько-оркестр», в формате фестиваля под открытым небом как-то рассеяли свою энергетику, отчего смотрелись слабее, чем в условиях концерта клубного. Зато явно чувствовали себя в своей тарелке музыканты питерской группы Marksheider Kunst, своими зажигательными афро-карибскими ритмами открывавшие фестиваль. Будто подчеркивая условность современного понятия «джаз», их солист Сергей Ефременко после исполнения одной из композиций пошутил: «Соло не получилось маленько. Зато все танцуют. В джазе ведь главное, чтобы все танцевали».

Как рассказал «Новым Известиям» знаменитый питерский контрабасист Владимир Волков, по сравнению с западными фестивалями, на которых ему довелось поиграть немало, «Усадьба. Джаз» отличается «более непосредственным отношением к событию, более свежим подходом и организаторов, и участников. Может быть, потому, что это еще не стало рутиной для нас. На Западе на таких фестивалях под открытым небом все весьма упорядочено. И такое впечатление, что люди заведомо готовы получить некий известный продукт, и не более. А здесь есть элемент непредсказуемости». Использовав момент, «НИ» не могли не спросить Волкова о его проектах с лидером группы «АукцЫон» Леонидом Федоровым. Выяснилось, что ранее запланированная запись в США нового альбома «АукцЫона» с участием Волкова и известнейших американских музыкантов была отложена по административным причинам – не все музыканты смогли получить визы. Но не исключено, что работа над пластинкой начнется осенью. И смеем предположить, это будет одна из интереснейших пластинок года.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 июня 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: