Главная / Газета 25 Мая 2006 г. 00:00 / Культура

Эдуард Успенский

«Литература у нас здоровая, а телевидение больное»

МАРИЯ КОРМИЛОВА

Жюри «Заветной мечты» возглавил Эдуард Успенский – создатель Дяди Федора и Крокодила Гены, пожалуй, самый любимый и популярный из ныне живущих отечественных детских писателей. О главных проблемах своих коллег Эдуард УСПЕНСКИЙ рассказал в интервью «Новым Известиям».

– Эдуард Николаевич, вся музыка, которая звучала на церемонии «Заветной мечты», взята из старых советских мультфильмов. Неужели за последнее время не появилось совсем никакой альтернативы?

– Конечно, появилось много новых мультфильмов: «Мадагаскар» или «Ледниковый период». Многие из них хорошие – но только они американские. А у нас популярные фильмы и мелодии не появляются. Для этого должна работать большая индустрия, потому что из десяти снятых мультфильмов только один становится популярным. А из популярных музыка бывает только в половине. То есть надо много-много мультфильмов, чтобы один из многих ложился на русскую душу, как телогрейка на Василия Теркина.

– Появляющаяся сегодня детская литература сильно отличается от советской?

– Конечно, она смелее, интереснее. В советское время я все время работал со связанными рукавами. У меня обязательно в каждой книжке 5–6 фраз вырезали. Теперь я восстанавливаю то, что помню. Например, в одной книжке у меня на цепях висел Кощей Бессмертный. Он отталкивался ногами, качался на этих цепях и шлепался обратно всем телом. И когда его пришли освобождать, он сказал: «Мне нечего терять, кроме…» – и позвенел цепями. Мне сказали: «Вы что?!» Это было еще в конце 60-х. Мне тогда было лет 30.

– Мультфильмы по вашим книгам сливаются с вашими представлениями о героях?

– Идеально сливается «Простоквашино». Другие – в разной степени.

– Сегодняшнее телевидение может поддержать детскую литературу? Или это ее главный конкурент?

– Если телевидение будет работать нормально, оно поможет читателю и книгам. Но сейчас от него ничего хорошего ждать нельзя. Я вел прекрасную передачу «В нашу гавань заходили корабли». Где бы я ни был, в России или за рубежом, ко мне подходят русские люди и спрашивают: «Зачем вы эту передачу прекратили? Она такая хорошая, у нее высочайший рейтинг». Но нас закрыли. Потому что мы здоровые люди, а телевидение больное. И детская литература – тоже здоровая вещь. А телевидение больное. И сейчас они несовместимы.

– Психологи считают, что с либерализацией общества при воспитании детей происходит сглаживание многих табу: на отношения мужчины и женщины, на политику, на некоторые жестокие стороны жизни. Детям говорят почти обо всем. На детской литературе это сказывается?

– Пожалуй, нет. Есть какие-то жестокости, но они не являются превалирующими.

– Но в ваших новых книгах есть Дума, бизнес, который ведет Крокодил Гена. Реалии взрослой жизни нужны современным детям?

– Да, в моей книге про Жаб Жабыча есть современная Дума. А что, в жизни ее нет? Все нормальные взрослые иронически относятся к сегодняшней Думе. Все ее критикуют, говорят, что там собрались какие-то непонятные голосовальщики. И это отношение к Думе передается детям. А я не могу проходить мимо явлений, которые реально существуют. У меня к ней отношение в меру уважительное и в меру ироническое. Когда депутат заявляет, что его зарплаты не хватает, чтобы прокормить семью, то, естественно, что ему присылают мешок картошки. Это реальный случай, и у меня в книжке описан такой же.

– Иногда вы немного грубите, ехидничаете…

– В книге или в жизни? Это не надо путать. В жизни я часто хулиганю и позволяю себе какие-то дерзости. А в книжках… Прямого хулиганства нет. Но часто, когда я пишу детскую книжку, там есть какие-то вещи, не понятные детьми. Некоторые тонкости – такое словесное хулиганство. Но оно не вредное, скажем так.

– Вам не кажется, что если дети становятся взрослее, то взрослые – инфантильнее? Все повально читают «Гарри Поттера».

– Может быть, мужчины становятся инфантильнее. Женщины – нет. Наоборот, крепче. А «Гарри Поттера» читают из-за железного сюжета, из-за нового мира, созданного Джоан Ролинг, – с одной стороны совершенно фантастического, а с другой стороны, понятно, по каким законам он живет. В премии «Заветная мечта» есть другое. Здесь есть вещи, которые вкусно написаны. Их хочется читать потому, что речь живая, хочется ею наслаждаться. Мы встряхнули детскую литературу, как старый ковер, и вытряхнули из нее пыль.


СПРАВКА

Писатель Эдуард УСПЕНСКИЙ родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. После школы поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1961 году. Печататься начал еще в студенческие годы. Автор «Крокодила Гены и его друзей» (1966), «Чебурашки и его друзей» (1970), «Каникул в Простоквашино» (1980) и многих других популярнейших книг, большинство героев которых ушли в мультфильмы.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 мая 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: