Главная / Газета 3 Апреля 2006 г. 00:00 / Культура

Эти плохие буржуи

В «Современнике» окончательно разоблачили общество потребления

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Давно забытый жанр постановки, разоблачающей «звериный оскал» американского империализма, решили возродить на Другой сцене «Современника». Удивительно, что пионером в этой сомнительной области стала отвязная Нина Чусова, ранее в интересе к социальной тематике не замеченная, а занимавшаяся проектами преимущественно коммерческими.

В роли разоблачителей американского образа жизни выступили актеры Владислав Ветров, Андрей Аверьянов и Елена Плаксина.<br>Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ
В роли разоблачителей американского образа жизни выступили актеры Владислав Ветров, Андрей Аверьянов и Елена Плаксина.
Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ
shadow
В советские времена существовала отдельная отрасль «разоблачительных» произведений, живописующих ужасы капиталистического образа жизни. Там царствовал мир чистогана, мужья изменяли женам, жены – мужьям, трудящихся эксплуатировали, эксплуататоры проводили время в оргиях, несчастные калеки тщетно просили милостыни у богатых бездельников. Чтобы уверить читателей, что все им описанное – чистая правда, автор непременно вставлял две-три черточки, показывающие его глубокое знакомство с западной жизнью. Французы в этих пьесах много ели, британцы ходили с сигарой во рту, говорили о футболе и королеве, а американцы, появляясь, кричали «Хелло!» и немедленно клали ноги на стол. Тут любому профану становилось ясно, как глубоко и вдумчиво изучил наш советский драматург их жизнь. Пьеса сербского драматурга Биляны Срблянович «Америка, часть вторая» скроена по этим, успевшим заржаветь, лекалам. Тут тебе и внезапно уволенный крупный администратор Карл (Владимир Ветров): зарабатывал больше президента США, а тут на счетах не осталось буквально ни цента. Тут и его друг, женившийся на богатой папиной дочке, – кокаинист Даниэль (Сергей Юшкевич), развлекающийся с русской манекенщицей Ириной (Елена Плаксина). Богатая жена Мафи (Ульяна Лаптева), покупающая одежду на дешевых распродажах и дающая на чай не больше доллара. Вымогатели всех мастей: швейцар, официант, бомж – ветеран войны. Здесь деньги либо проматывают (швыряя чаевые), либо вымогают, либо воруют. Оставшийся без работы крупный администратор немедленно начинает таскать сосиски в супермаркетах и обворовывает швейцара.

Фото: ИТАР-ТАСС
shadow В общем, звериный оскал капиталистического общества выявлен в лучших традициях соцреализма, и столь же правдоподобно. Единственно прошедшие годы обогатили представление об Америке новыми деталями: теперь для обозначения, что действие происходит в США, ноги на стол класть необязательно – достаточно пустить на заднем плане кадры взрывающихся небоскребов. Честно говоря, «ноги на столе» мне лично нравятся гораздо больше, здесь хотя бы не используют реальную национальную беду в глуповатых этнографических целях.

В театре пока не привились конкурсы из серии «худшая пьеса», «худшая постановка», «худшая актерская работа», а то новая постановка Чусовой вполне могла бы претендовать на все перечисленные номинации. Стремительно играющая на понижение Нина Чусова, чья каждая последующая работа хуже предыдущей, здесь, кажется, дошла до той профессиональной беспомощности, дальше которой – только елки ставить по сельским клубам. На заднем плане горят десятки мониторов, где рекламные ролики перемежаются новостной нарезкой. Прыгают беленькие девочки-зайчики с серебряными волосами, гремит музыка с дискотечной громкостью (чтобы зритель не дремал). Актеры «Современника» (хочется думать, что в знак протеста) играют по принципу «чем хуже, тем лучше». Грубо и много жестикулируют, плохо подтанцовывают, очень невнятно проборматывают текст. А в минуты пауз глядят в зрительный зал с тоскливым выражением: чем это я тут занимаюсь? Увы, и публике, нервно выясняющей, сколько еще все это будет продолжаться, подбодрить их нечем.


Накануне премьеры Нина ЧУСОВА высказала «Новым Известиям» свою точку зрения на подготовленную постановку:

– Мы пытались сделать честный спектакль, спектакль с определенной гражданской позицией, потому что я пытаюсь не просто существовать, но существовать осмысленно. Сегодня мы живем в мире, в котором произошла подмена: раньше были такие понятия, как «честь», «любовь», и мужчина без чести не мог считаться мужчиной. Теперь мужчина без денег – не мужчина. Наши боги сейчас – это деньги и телевизор. Но строить свою жизнь на деньгах нельзя! Потому что такая жизнь может рухнуть в одно мгновение. Мы живем не по солнцу и не по часам, а от сериала до шоу. Телевизор диктует нам, как жить. Телевизор говорит нам: «Будь успешен!», «Зарабатывай, и у тебя все будет!».
Эта очень жесткая, безысходная во многом пьеса Биляны Срблянович построена на предельно нетеатральной теме – деньги. Обычно ведь в театре – про чувства, про любовь. Но мне эта тема показалась важной сейчас, потому что именно сейчас – телевидением прежде всего создается комплекс человека, который несчастен и выброшен на обочину только потому, что он живет в условном Клюевске. Но ведь и там можно быть счастливым!
Это спектакль очень острой формы, в котором соединяются плазменные экраны, сложнейшая звуковая и световая партитура, непростой жанр – «комикс-шоу» и крайне сложные актерские задачи, поэтому делали мы его долго – с ноября. Пытались сделать так, чтобы «Америка» не была политическим памфлетом. Впадали в отчаяние, мучились, искали. И этот спектакль долго будет становиться на ноги, потому что зритель является в нем действующим лицом.

Записала Екатерина АНТОНОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 3 апреля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: