Главная / Газета 23 Марта 2006 г. 00:00 / Культура

Камера-соблазнительница

Сегодня в Москве открывается фестиваль «Фотобиеннале-2006»

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

До конца апреля в лучших залах столицы – от Манежа до ЦДХ – в рамках фотосмотра откроются более 100 выставок. Московский дом фотографии, который проводит фестиваль, определил его три главных направления: «Соблазны», «Путешествия» и «Конфликты». Судя по числу звезд, чьи экспозиции приезжают в Москву, и по размаху фотография до сих пор остается важнейшим из всех искусств.

В российской столице покажут даже бразильские золотые рудники, снятые одним из лучших фотографов мира Себастио Сальгадо.
В российской столице покажут даже бразильские золотые рудники, снятые одним из лучших фотографов мира Себастио Сальгадо.
shadow
Всякий раз тему, которую выбирает для себя смотр Фотобиеннале, стоит понимать очень широко. Так, например, в разделе «Соблазны» никто не обещает сплошные эротические или гламурные фото – хотя и их будет достаточно. Искушение лежит в природе самой фотографии – ведь часто она выдает желаемое за действительное (именно так и поступают глянцевые журналы) и служит мощным рычагом пропаганды (или обмана – как кому нравится). Не случайно именно под этим грифом в Музее современного искусства на Петровке откроется ретроспектива классика авангарда Александра Родченко, известного своими знаменитыми кадрами со сталинских парадов физкультурников. Эти парады с пышнотелыми гимнастками и мускулистыми копьеметателями сегодня, кстати сказать, приобрели еще и эротический подтекст, о котором не задумывались идейные советские граждане. На другом полюсе – фотографии Корнелла Капы, снявшего предвыборную кампанию и десять первых дней президентства Джона Кеннеди. Это уже образец «американской мечты». Немалые соблазны сулит проект, который займет место в Доме художника, – «Пляжный роман». Речь идет об особом жанре «пляжного фото», вот уже более столетия популярного во всем мире. Здесь и самые ранние кадры с купальщицами в смешных костюмах для солнечных ванн, и последние съемки лучших русских фотографов на подмосковных и курортных водоемах. По агентурным данным, зрители на этой выставке будут ходить по песку в окружении пальм. С учетом весеннего авитаминоза идея очень прогрессивная.

Что касается «Путешествий», то за особенно экзотическими видами стоит отправиться на вернисажи выставочного комплекса Арт-Стрелка. Именно туда привезут произведения китайских художников. Китайцы сейчас невероятно популярны на мировых смотрах и создают такие композиции, которые не снились европейцам (один фотограф, например, выкрашивает сотни людей золотой краской и делает из них скульптурные монументы). Если же вас больше вдохновляет старая добрая Европа, то уникальный шанс прогуляться по ночному Парижу дарит ретроспектива Брасайя – признанной звезды ХХ столетия. Этот венгерский художник приехал в Париж в середине 1920-х, окунулся в его богемную жизнь и выплыл из нее с прославленным альбомом «Париж в ночи». Альбом стал сенсацией (такого города еще никто не видел) и породил массу подражаний и последователей в других странах (именно в этом жанре в Москве работает Игорь Мухин).

Самая драматичная и противоречивая из всех тем Фотобиеннале – «Конфликты». Именно с таким названием в Новый Манеж приезжает выставка, подготовленная министерством культуры Франции. Понятно, что на ней будет немало снимков с военных конфликтов. Хотя ради этих ощущений лучше всего отправиться в галерею Зураба Церетели, где покажут британскую выставку Джеймса Хилла «Беслан». Впрочем, конфликты в случае с фотографией опять же трактуются слишком широко: не только как социальные или государственные, но и личные. Поэтому не стоит удивляться, если вместо репортажей из горячих точек планеты вы встретите фотоисповеди маргиналов или людей, по которым бьют не снаряды, а семейные рутинные проблемы.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 марта 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: