Главная / Газета 22 Марта 2006 г. 00:00 / Культура

Магия Сергея Дягилева

Национальный филармонический оркестр продолжает представлять музыку «Русских сезонов»

СЕРГЕЙ ТЕРЕНТЬЕВ

Очередной концерт абонемента «Музыка «Русских сезонов» Сергея Дягилева», который представляет Национальный филармонический оркестр России, пройдет в Москве, в Большом зале консерватории. Он позволит любителям музыки прикоснуться к редко звучащим сегодня блестящим симфоническим произведениям Игоря Стравинского и Рихарда Штрауса.

Великий русский импресарио Сергей Дягилев вошел в историю не только как человек, впервые представивший русское искусство просвещенной Европе («Русские сезоны в Париже» прогремели на весь мир). И не только как «балетный маг», десятилетия пестовавший труппу «Русского балета». Дягилев умел находить и открывать таланты, умел растить их и всегда безошибочно попадал в пульс времени, предчувствуя и осуществляя то, что через мгновение станет новым словом в искусстве.

Самым ярким музыкальным открытием Дягилева стал Игорь Стравинский. Знакомство с талантом молодого композитора произошло у импресарио 6 февраля 1909 года на концерте в Петербургской филармонии. Среди сочинений был и «Фейерверк», вошедший в программу предстоящего концерта НФОР. После исполнения этого сочинения сидевший рядом с Дягилевым знаменитый танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин воскликнул: «А каков сынок нашего Федора Стравинского!» И действительно, сын знаменитого оперного певца, певшего «в очередь» с Шаляпиным, Игорь Стравинский стал легендой и гордостью музыки ХХ столетия и дягилевских «Русских сезонов» в частности. Стравинский вскоре буквально «спас» Дягилева, сочинив для него балет «Жар-птица»: партитура была заказана Анатолию Лядову, но маститый композитор так и не написал ни строчки в срок. Стравинский же сочинил балет за рекордно короткое время, и с этого момента началось триумфальное шествие его произведений по всем площадкам мира.

В программу концерта также включены не менее «событийные» произведения Игоря Стравинского – музыка одного из самых ярких его балетов «Аполлон Мусагет», поставленный Джорджем Баланчиным. С этой работы началось многолетнее сотрудничество между Баланчиным и Стравинским, и именно в этой постановке Баланчин, можно сказать, заявил свой индивидуальный стиль. Оркестровая сюита из знаменитой оперы Стравинского «Соловей» (по Андерсену), сочинение которой, кстати, композитор отложил ради создания «Жар-птицы», также прозвучит в этот вечер.

Еще одно композиторское имя, которое будет представлено на этом концерте, – имя Рихарда Штрауса. Дягилев познакомился с ним во время гастролей труппы «Русского балета» по Германии и Австрии. Композитор и его друг и соавтор – знаменитый драматург Гуго фон Гофмансталь пришли в восторг от спектаклей дягилевской труппы. Тогда же и родилась идея нового балета, который Дягилев заказал Гофмансталю и Штраусу. Правда, это произведение – «Легенда об Иосифе» – большого резонанса не имело. А вот другая партитура Рихарда Штрауса – его блистательная симфоническая поэма «Проделки Тиля Уленшпигеля» была весьма удачно «обращена» в балетный спектакль Вацлавом Нижинским. Этот спектакль стал последней работой великого танцовщика и балетмейстера. Созданный уже после разрыва Нижинского с Дягилевым, балет был показан в США в 1916 году.

Помимо любопытнейшей программы предстоящее выступление НФОР интригует и фигурой дирижера. В этот вечер оркестр впервые выступит с легендарным финским маэстро Юкка-Пекка Сарасте. Продолжая привлекать в Москву мировых звезд дирижерского искусства, НФОР уже неоднократно выступал с Джеймсом Конлоном, давал концерты с Джорджем Кливом и Окко Каму, наконец, объявил о том, что со следующего сезона главным приглашенным маэстро оркестра станет австриец Ион Марин. Оркестр работает не только над собственным исполнительским уровнем, но и дает возможность всем любителям музыки прикоснуться к высшим достижениям современного симфонического исполнительства.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 марта 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: