Главная / Газета 20 Марта 2006 г. 00:00 / Культура

«Ника» для детей титанов

Старейшую кинопремию России поделили сыновья киноклассиков

ВИКТОР МАТИЗЕН

В минувшую пятницу в Театре Российской армии прошла 19-я торжественная церемония вручения наград национальной киноакадемии «Ника». Лучшим фильмом 2005 года (как и на конкурирующей церемонии «Золотой орел») была признана «9 рота», а лучшим режиссером – Алексей Герман-младший, снявший фильм «Гарпастум».

Алиса Фрейндлих получила «Нику» как лучшая актриса года.<br>Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ
Алиса Фрейндлих получила «Нику» как лучшая актриса года.
Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ
shadow
Дружно наградив «Роту» Федора Бондарчука, обе академии лишний раз подтвердили выбор зрителей, которые проголосовали за эту картину рублем, точнее, 25 миллионами долларов. По идее итоги «Ники» должны быть идентичны результатам «Золотого орла», поскольку и там, и тут голосуют известные кинематографисты (режиссеры, актеры, операторы, критики и т.д.). В действительности итоги двух премий различаются хотя бы потому, что академики «Ники» знают, кто был награжден на «Орле», и в какой-то мере отталкиваются от этого. В этом году на премиальный расклад оказал влияние также Александр Сокуров, попросивший обе академии не рассматривать его фильм «Солнце», – между тем эта картина имела большие шансы получить «Нику» за лучшую режиссуру. В отсутствие Сокурова лучшим режиссером был заслуженно назван Герман, сын Германа. Это его первая крупная награда в России, означающая, что кинематографическое сообщество окончательно признало его талант. «Ники» удостоилась также художница по костюмам этого фильма Елена Малич.

Отличным от «Золотого орла» оказалось также распределение актерских наград «Ники». Призы за роли второго плана достались Ирине Розановой и Сергею Баталову, сыгравшим супружескую пару в «Коле перекати-поле», тогда как крылатыми статуэтками за главные роли были награждены Алиса Фрейндлих («На верхней Масловке») и Евгений Миронов за роль в картине «Космос как предчувствие».

В номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» наиболее безупречным казался «Опасно свободный человек» украинца Романа Ширмана (мифологический портрет Сергея Параджанова), но академия «Ники» подтвердила выбор жюри летнего «Киношока», предпочтя более «актуальную» грузинскую картину Левана Закарейшвили «Тбилиси-Тбилиси», создающую образ агонизирующего города.

Самой изобретательной частью церемониального шоу была экскурсия по виртуальному Музею кино в сопровождении Михаила Ефремова, способного одушевить почти любой текст. Интересно, что худрук «Ники» Юлий Гусман, заявивший в интервью нашей газете, что поднимается на сцену только для разогрева публики перед трансляцией, простоял на ней почти все время, сменив за это время не менее пяти партнерш-ведущих. В целом 19-я церемония заняла четыре с половиной часа, что слишком долго для любого представления, но довольно коротко для «гусманиад», продолжительность которых (самая длинная заняла 7 часов) давно стала стандартным поводом для шуток.

Почетные призы были вручены выдающемуся киноведу и храброй женщине Нее Зоркой (в 1965 году она подписала антиправительственное письмо в защиту осужденных писателей Даниэля и Синявского) за вклад в кинематографические науки, критику и образование. Глеб Панфилов удостоился победы в новой номинации «за достижения в телевизионном кино», выразившиеся в телеэкранизации романа Александра Солженицына «В круге первом», а Марлен Хуциев – статуэтки за честь и достоинство (которая проявлялась всегда, а в особенности тогда, когда он отстаивал свои классические ныне фильмы от посягательств чиновников).

Впервые побывавший на «Нике» Хуциев после церемонии признался корреспонденту «НИ», что совершенно подавлен. Человеку, всю жизнь снимающему непарадные и интеллигентные фильмы, сам стиль церемонии должен был показаться попсовым, если не китчевым. И когда маленький старый профессор Хуциев в скромном костюме стоял на шикарной сцене, вспоминал покойных сотрудников, пытался говорить о своем и даже читать стихи, нелепость и неловкость происходящего почувствовали почти все. Между тем это был неспланированный момент истины, такой же диковатый, как если бы приз за честь и достоинство апостолу Павлу вручался на конкурсе красоты среди визжащих от радости старлеток.


ДРУГИЕ НАГРАДЫ «НИКИ»

Лучший документальный фильм – Сергей Лозница («Блокада»)
Лучшая анимационная лента – Наталья Орлова («Каштанка»)
Открытие года – Андрей Кравчук («Итальянец»)
Лучший сценарий – Юрий Арабов («Солнце»)
Лучшая работа художника – Владимир Аронин («Статский советник»)
Лучшая музыка к фильму – Дато Евгенидзе («9 рота»)
Лучший звук – Кирилл Василенко («9 рота»)

Опубликовано в номере «НИ» от 20 марта 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: