Главная / Газета 20 Марта 2006 г. 00:00 / Культура

Межнациональный абзац

Антисемитизм и новые технологии стали главными темами выставки «Книги России»

МАРИЯ КОРМИЛОВА

Сегодня во Всероссийском выставочном центре закрывается крупная ярмарка «Книги России». На ней впервые попытались официально запретить националистическую литературу. Федерация еврейских общин России выразила протест против участия в выставке-ярмарке антисемитских издательств. Организаторы в ответ заверили, что готовы досрочно разорвать с ними контракты и закрыть стенды.

До сих пор, когда заходила речь о контроле над экспозициями, организаторы выставок на ВВЦ отказывались быть цензорами. И о терроризме, и об исламе каждый год выставляется множество изданий. Но после «карикатурного скандала» в вопросах религиозной нетерпимости все стали осторожнее. И даже в столь святых для любого литератора вещах, как свобода слова, приходится иногда идти на попятную. Впрочем, большинство посетителей искали на выставке не решения «национального вопроса», а чисто художественные достижения, в коих тоже недостатка не было.

В лабиринте книжной выставки возникает большой соблазн систематизировать происходящее. Уже при разделе территории писателей делят на разряды. На самых дорогих квадратных метрах, при входе, обычно выступают авторы детективов и экранизированной фантастики. У них же самые громкие динамики и самые длинные очереди за автографами. До уголков, где выступают серьезные писатели, добредают единицы.

Популярен Василий Аксенов, звезда сразу двух издательств. Имена писателей старшего поколения вообще начали часто мелькать в издательских планах, это радует уже потому, что хоть какое-то прошлое мы признали своей историей. Один за другим вышли роман «Москва-ква-ква» Василия Аксенова, сборники «Персональное дело» Владимира Войновича и «Опера нищих» Евгения Попова. Удивительно: книги шестидесятников издаются чаще, чем сами мэтры успевают их писать. Фокус в том, что под одной обложкой собирают старые и новые рассказы, эссе, публицистику, интервью. Жанр уже опробован и зарекомендовал себя.

Специально к выставке «Книги России» сногсшибательных новинок, как обычно, никто не напечатал (другое дело – более статусная сентябрьская Международная ярмарка, которая проходит здесь же, на ВВЦ). Но и недавние новинки показывают срез литературного процесса. По контрасту с воспоминаниями отечественных писателей самые яркие зарубежные книги сверхактуальны. «Уникальный роман» серба Милорада Павича и «Романтический эгоист» француза Фредерика Бегбедера – романы новой эпохи, когда, забыв дома сотовый, чувствуешь себя на улице голым, когда компьютер – почти часть тела, а компьютерные программы – способ мышления. Роман Павича – гипертекст со ста разными финалами, построенный по принципу игры-стрелялки: на развилке персонажу предлагается несколько запрограммированных вариантов действия. Каждый финал по идее автора так же уникален, как его читатель, и заглядывать в иной финал можно, только если это финал книги, принадлежащей вашему другу, – тогда вы как бы разделяете кусочек его уникальной жизни. Роман Бегбедера интерактивен как телевизионное ток-шоу. Главы из него издавались в популярном французском еженедельнике. Действующие лица звонили альтер эго писателя, общались с ним при встречах, просили убрать их имена из романа. Получилось исследование одиночества, любви и популярности, похожей на жизнь «за стеклом» в нескончаемом «реалити-шоу».

Отечественный издательский рынок снова нарастил мощности (за год вышло 95 тыс. наименований книг общим тиражом 680 млн. экземпляров), почти догнав США, Великобританию и Китай. Правда, достижения книжного дела могут несколько померкнуть в глазах читателя, если учесть, что гвоздем программы на выставке стала премия «Абзац» за ужасающие примеры книгопечатания. Статуэтки присудили Игорю Бойко – худшему переводчику стихов (он работал над книгой Гийома Аполлинера) и неназванному редактору романов Юлии Латыниной. Главный антиприз «Полный абзац» получило произведение Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх», изданный с нарушением прав и автора, и переводчика. Специальным призом «Почетная безграмота» с размаху заклеймили молодого режиссера Ульяну Шилкину и ее сериал «Золотой теленок». Откровенно говоря, сериал по роману Александра Солженицына «В круге первом» тоже не шедевр, но журить его создателей, вероятно, и тема, и статус не позволяют.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 марта 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: