Главная / Газета 15 Марта 2006 г. 00:00 / Культура

Драматурги против «ястребов»

На вручении европейской театральной премии царили антибушевские настроения

ОЛЬГА ЕГОШИНА, Турин

Получая главный приз самой престижной театральной премии в мире, которая называется «Европа – театру», лауреат Нобелевской премии английский драматург Гарольд Пинтер произнес в Турине антибушевскую речь и призвал Европу сплотиться против американского милитаризма. Эта политическая речь лауреата стала финальной точкой торжественной церемонии. Премией «Новая театральная реальность», которой награждаются новаторы, расширяющие возможности театрального языка (денежный эквивалент – 20 тыс. евро), награждены литовский режиссер Оскарас Коршуновас и французский хореограф Йозеф Надж.

Советская милиция от Коршуноваса пользовалась в Турине большой популярностью.<br>Фото: GIORGIO SOTTILE
Советская милиция от Коршуноваса пользовалась в Турине большой популярностью.
Фото: GIORGIO SOTTILE
shadow
Существующая уже больше двадцати лет премия «Европа – театру» в этом году состоялась благодаря олимпийскому бюджету, став своеобразным послесловием к Олимпиаде. После нескольких лет перерыва она перебралась с юга Италии (Тормины) на север (в Турин) и, похоже, сделала довольно резкий шаг к поддержке политического актуального театра. Вопреки расхожему представлению, что художники в большинстве своем аполитичны и творят в своих башнях из слоновой кости, лауреаты нынешнего года были явно озабочены, а иногда и зациклены на политических проблемах современного мира.

Оскарас Коршуновас показал в Турине два своих спектакля: «Мастер и Маргарита» по Булгакову и «Изображая жертву» по братьям Пресняковым. И гримасы постсоветской действительности оказались вполне созвучны настроениям зала. Длинный матерный монолог офицера милиции (в литовском используются русские словосочетания, а английские и итальянские аналоги соответствующих слов смотрелись в бегущей над сценой строке весьма бледно) вызвал живой отклик присутствующих, особенно в той его части, где речь шла о провалах в современном футболе, потому что «е...ые футболисты теперь слушаются имиджмейкеров, а не тренеров». К сожалению, внезапная болезнь помешала присутствию на фестивале самого Коршуноваса. Его пришлось из Турина в срочном порядке эвакуировать в госпиталь в Вильнюс, и запланированная встреча с публикой и журналистами была отменена. Между тем в театральной программе премии встречи с мастерами европейского театра были не менее значимы, чем просмотр их новых работ.

Йозеф Надж показал фрагмент своей новой постановки «Пекинская утка». Танец мужчины, женщины и стула ошарашивал не только неожиданностью новых танцевальных элементов (партнерша запрыгивала на стул, который находится в руках партнера, забиралась на сиденье за его спиной, сворачивалась клубком и замирала в объятиях мужчины и стула одновременно). Каждый поворот тела, каждое па танца можно было осмыслять как угодно. Но и вне любого осмысления они были точны, выразительны и прекрасны сами по себе. Своим выступлением Надж продемонстрировал безграничность выразительных возможностей тела.

Гарольд Пинтер – обладатель Гран-при и автор скандального монолога о Буше.
shadow Гран-при (денежный эквивалент 60 тыс. евро) достался патриарху европейской драматургии Гарольду Пинтеру. В рамках театральной программы была показана премьера по его пьесе «Новый мировой порядок» в постановке известного французского режиссера Роже Планшона. Четыре актера, среди которых мега-звезда Джереми Айренс, устроили своеобразное состязание – чтение кусков пьес, прозы и стихов.

До последней минуты все были уверены, что не приехавший даже на вручение Нобелевской премии капризный британский гений не появится и в Турине, но он не только приехал на торжественную церемонию, но и встречался с публикой, превратив оба своих выступления в громкие политические акции против режима Джорджа Буша. Джентльмен и любитель крикета, Гарольд Пинтер в этот раз выступил в новом обличии социального проповедника, взяв за образец римского сенатора, который каждое свое выступление заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен». Пинтер не уставал повторять: «Мы, европейцы, должны сплотиться и выступить против американского милитаризма». Кровожадную звезду мирового театра зал почтил овациями с вставанием, приветствуя не только пафос высказываний, но и их «театральность».

Движение искусства часто напоминает колебания маятника: качнувшись вправо, театр с неизбежностью отклоняется влево. Долго занимавшийся формальными поисками европейский театр сегодня вновь хочет стать «самым актуальным из искусств».


Опубликовано в номере «НИ» от 15 марта 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: