Главная / Газета 30 Января 2006 г. 00:00 / Культура

Под крылом главного орла

На «Мосфильме» наградили лучшие кино- и телепроекты года

ВИКТОР МАТИЗЕН

Субботним вечером в Первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» состоялась церемония награждения премией «Золотой орел». Учредителем премии является Национальная академия кинематографических искусств и наук России. В числе академиков – люди, приглашенные лично Никитой Михалковым. Лучшим режиссером 2005 года, по версии «Золотого орла», стал Алексей Учитель за фильм «Космос как предчувствие». Приз за лучшую женскую роль достался Алле Демидовой («Настройщик»), за лучшую мужскую – Никите Михалкову («Статский советник»). Фильмом года объявлена «9 рота».

За всеми лауреатами угадывалась фигура Никиты Михалкова.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
За всеми лауреатами угадывалась фигура Никиты Михалкова.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Распределение призов можно истолковывать с разных позиций – с точки зрения искусства, с точки зрения расклада предпочтений внутри группы голосовавших в последнем туре «академиков», с точки зрения тенденций современного кинопроцесса и т.д. Кинообозревателю «НИ» несказанно повезло – он случайно попал на место рядом с дамой, которая точно называла своему кавалеру победителя за несколько секунд до вскрытия конверта. Казалось, что она просто умеет читать на расстоянии сквозь плотную бумагу, но в действительности она руководствовалась одним-единственным критерием – степенью близости номинанта к Никите Сергеевичу Михалкову. Кто ближе к главному орлу, тот орла и получает. Выглядело это примерно так: «Лучший зарубежный фильм в российском прокате… Кто у нас тут? Скорсезе, Чжан Имоу и «Мадагаскар». Мадагаскар отпадает, это анимация, а Михалков анимацией не занимается, Имоу тоже отпадает, потому что китаец, а «Оскара» в Китае не дают… Значит, Скорсезе!» И точно, через мгновение на весь зал звучало: «Авиатор», Мартин Скорсезе!» «Документальное кино... – продолжала между тем моя соседка. – Ну, тут все ясно: Мирошниченко – человек Михалкова, он и получит». И в самом деле через несколько минут Сергей Мирошниченко принимал «Орла» за фильм «Георгий Жженов. Русский крест».

На счет «раз-два» была «вскрыта» и номинация «Лучший режиссер»: «Муратова – это не для «Орла», Бондарчуку еще рано, а вот Учитель в самый раз. Ему Никита уже дал главный приз Московского кинофестиваля. В прессе его за это разругали, и теперь «Орел» подтвердит, что тогда все было по заслугам».

Кроме этого, были последовательно угаданы лучшие мужские роли первого и второго плана – сам Михалков и Константин Хабенский в «Статском советнике»: «Себя не обойдет и партнера прихватит». Затруднение вышло с главной женской ролью, где сошлись Алла Демидова, Алиса Фрейндлих и Чулпан Хаматова. Соседка сразу отмела Хаматову, как слишком молодую, потом, поколебавшись, «забраковала» Фрейндлих как ленинградку («В Питере нашего Никиту Сергеевича не любят») и лишь после этого остановилась на Демидовой. Сходным образом была «расколота» и женская роль второго плана: «Литвинова и Миронова ему вроде никто, а вот Русланова за что-то благодарна». И впрямь через минуту на сцене стояла Нина Русланова и взахлеб говорила о том, что вот она маленький человек, а Никита Сергеевич великий человек, который с высоты орлиного полета заметил ее беду и помог. В этот момент до сих пор молчавший спутник дамы спросил: «Может, дело не в том, что награждают тех, кто входит в круг Михалкова, а в том, что в круг Михалкова входят люди, которые заслуживают награды?». «А какая разница?» – парировала дама голосом Сухорукова из «Брата-2».

Безальтернативные призы за вклад в мировое кино получили Роберт Де Ниро (он выступил в видеозаписи – сам не приехал) и за верность профессии – Георгий Данелия («За то, что выпустил нашего орла в мир», – съязвила дама, намекая на прославившую Михалкова роль в «Я шагаю по Москве»).

Как бы то ни было, личное влияние человека, который формально не имеет никакого отношения к премии «Золотой орел», на распределение наград остается самым интригующим аспектом церемонии. Ни для кого не секрет, что премия была затеяна Михалковым в пику гусмановской «Нике», которую он не смог подчинить себе после прихода к власти в Союзе кинематографистов России. Вряд ли его реальное влияние так сильно, как кажется многим впечатлительным людям, но миф о Михалкове давно сильнее всякой реальности. Сам Никита Сергеевич, к которому кинообозреватель «НИ» подошел, чтобы поздравить с победой, с ходу сообщил, будто оправдываясь, что голосовал за Муратову («Настройщик») как за лучшего режиссера, а лучшим фильмом, по его версии, должен был стать «Космос как предчувствие».


Опубликовано в номере «НИ» от 30 января 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: