Главная / Газета 24 Января 2006 г. 00:00 / Культура

Режиссер Марк Захаров

«Студенческий театр боролся с остатками сталинизма»

ЕВГЕНИЯ ШМЕЛЕВА

Художественный руководитель «Ленкома» в эти дни – один из главных ньюсмейкеров. Вчера Марку Захарову вручили премию «Триумф», завтра он станет обладателем новой театральной премии – имени Ролана Быкова и завтра же, в Татьянин день, примет участие в празднике по случаю 250-летия Студенческого театра МГУ. Именно этот театр был для одного из лучших режиссеров стартовой площадкой. Впрочем, не только для него: на той же сцене начинали известнейшие актеры и режиссеры Ролан Быков, Алла Демидова, Роман Виктюк, Марк Розовский, а также немало людей эстрады – Алексей Кортнев, Ирина Богушевская, Максим Галкин, Георгий Васильев, Алексей Иващенко.

<b>Марк ЗАХАРОВ</b> – один из самых известных театральных режиссеров России, художественный руководитель «Ленкома». Родился в 1933 году в Москве. Окончил актерский факультет ГИТИСа. Был актером Студенческого театра МГУ (1964–1965), режиссером Московского Театра сатиры (1965–1973). С 1973-го – главный режиссер Театра им. Ленинского комсомола (ныне «Ленком»). Среди его самых известных театральных постановок – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тиль», «Поминальная молитва». Как кинорежиссер дебютировал в 1977 году с экранизацией романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». В числе его фильмов – «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1987) за спектакли «Юнона» и «Авось» и «Диктатура совести». Народный артист России.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Марк ЗАХАРОВ – один из самых известных театральных режиссеров России, художественный руководитель «Ленкома». Родился в 1933 году в Москве. Окончил актерский факультет ГИТИСа. Был актером Студенческого театра МГУ (1964–1965), режиссером Московского Театра сатиры (1965–1973). С 1973-го – главный режиссер Театра им. Ленинского комсомола (ныне «Ленком»). Среди его самых известных театральных постановок – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тиль», «Поминальная молитва». Как кинорежиссер дебютировал в 1977 году с экранизацией романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». В числе его фильмов – «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1987) за спектакли «Юнона» и «Авось» и «Диктатура совести». Народный артист России.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
– Марк Анатольевич, в чем, на ваш взгляд, феномен студенческого театра МГУ?

– Пора студенчества связана со временем юношеского максимализма, очень полезного в творчестве. Театр МГУ всегда занимал в Москве особенное положение: оттуда исходили импульсы – политические, интеллектуальные – от молодых людей, которые вырабатывали новые театральные формы. Зачастую в мастерстве актеры уступали профессионалам, но были и преимущества. Студенческий театр всегда шел вопреки. Существовала борьба с некими тоталитарными идеями, с остатками «просвещенного сталинизма». Спектакли так или иначе всегда касались политики. Приходилось работать в обстановке острого политического противостояния студенческого театра и парткома университета.

– А для вас лично театр МГУ что-то значит? Или это был проходной пункт в биографии?

– Я очень благодарен театру МГУ. Он помог мне обрести профессию. Как, впрочем, многим актерам и режиссерам. Такое было в свое время очень сильное культурное пространство. Сильное воздействие – энергетическое, интеллектуальное – на театральную жизнь Москвы. И оттуда вышло много профессионалов. Студенческий театр напитал и театр-студию «Наш дом», и КВН.

– Что-то из студенческого опыта вы взяли в профессиональный театр?

– Безусловно. Мои спектакли «Доходное место» в Театре сатиры, «Разгром» в Театре Маяковского, которые я ставил потом, это во многом продолжение того, что я делал на улице Герцена (ныне Большая Никитская. – «НИ»). Я думаю, и «Ленком» вырос на тех идеях, которые родились на сцене МГУ. Во всяком случае, спектакли первого, второго десятилетий моей работы в «Ленкоме» – они во многом обязаны студенческому театру. И первый опыт руководства коллективом мне тоже достался из того времени. Многое мне дал Сергей Юткевич, возглавлявший театр МГУ в 60-е годы. Помню, когда не хотели пускать спектакль Шварца «Дракон», он говорил: «Надо тогда запретить и «Красную Шапочку». Почему, собственно, она красная?» То есть умел запутывать, добиваться своего хитростью… И я старался учиться у него.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow – А атмосфера студенческого театра – что о ней вы можете рассказать?

– Когда заходит речь о студенческом театре, я чувствую легкую ностальгию. Мне нравятся смелость, дерзание, свобода, мощная интеллектуальная подпитка, свойственные театру МГУ. Атмосфера была особенная: отличалась демократичностью, духом созидания, отсутствием театральной иерархии, которая, к сожалению, есть в профессиональном театре.

– «Ленком» – один из самых успешных и востребованных театров Москвы. О театре МГУ так сказать нельзя: он давно не в авангарде театральной жизни столицы. Как вы думаете, чего не хватает театру МГУ сегодня, чтобы не оставаться на периферии?

– Я в последнее время не очень общаюсь со студенческим театром. Не видел их спектаклей, поэтому не могу судить. Но думаю, что вопрос пространства имеет значение. Москва – мегаполис с намоленными местами, куда ходит зритель. Если бы студенческий театр располагался в рамках Садового кольца, я думаю, он был бы более популярным.

– Кроме географического расположения наверняка есть еще какая-то «формула успеха»...

– Надо чаще думать о том, что недостает зрителю, что ему интересно. Театр в некоторой степени все же должен быть отражением жизни. Его задача, наверное, в том, чтобы сеять раздумье. Театр, как мне кажется, приближается к музыке. Надо работать так, чтобы родились в душе зрителя какие-то мысли, настроения. Театр в России больше, чем развлечение. Он всегда связан с идеями, которые необходимы зрителям, стране.

– Какие проблемы, задачи у вас как у руководителя «Ленкома»? Что вас сейчас волнует больше всего?

– Сегодня трудное время для репертуарного театра. Очень много соблазнов для актеров. Все эти приглашения артистов в рекламу, кинематограф создают сложности для репертуарного театра. Требуются усилия, чтобы сохранять труппу и спектакли. Это совсем непросто.

– В этом году впервые вручается театральная премия имени Ролана Быкова, учрежденная его вдовой актрисой Еленой Санаевой. Вы – в числе первых ее обладателей. Что чувствуете?

– Премия Ролана Быкова – это, конечно же, очень большая радость. Студенческий театр под руководством Ролана Быкова (Быков возглавлял театр МГУ с 1958-го по 1960-й, благодаря ему театральный коллектив университета стал называться Студенческим театром МГУ. – «НИ») сыграл большую роль в театральной жизни Москвы. С его времени начался расцвет этого театра.


Опубликовано в номере «НИ» от 24 января 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: