Главная / Газета 20 Января 2006 г. 00:00 / Культура

«Мы отбили студию у бандитов»

Директор «Союзмультфильма» рассказал «НИ» о суровых буднях анимационной индустрии

ВЕРА ЩИРОВА

Старейшей киностудии «Союзмультфильм» – своего рода «отечественному Диснейленду» – исполняется 70 лет. Дом, где появились на свет Чебурашка, Кот Матроскин, Дюймовочка и другие любимые народом персонажи, будет встречать юбилей не с самым праздничным настроением. Несмотря на то что здесь вновь стали выпускать мультфильмы, проблем у единственной государственной мультипликационной студии России остается много. О них «НИ» рассказал директор «Союзмультфильма» Акоп КИРАКОСЯН.

Аниматоры надеются, что их новые работы (внизу – кадр из мультфильма «Гофманиада») ждет слава легендарного Львенка.
Аниматоры надеются, что их новые работы (внизу – кадр из мультфильма «Гофманиада») ждет слава легендарного Львенка.
shadow
– Акоп Гургенович, как обстоит дело с производством мультфильмов в последнее время? Скажем, сколько мультиков вы выпустили за последний год?

– В 2005-м мы выпустили шесть короткометражных фильмов – «Похитители елок», «Знакомые нашей елки», «История любви одной лягушки», «Новые приключения попугая Кеши», «Поединок» и «Дюймовочка». И работаем над тремя полнометражными картинами, премьера пилотной версии одной из них – «Гофманиады» – уже состоялась.

– В прошлом году Минэкономразвития планировало приватизировать «Союзмультфильм»...

– Сейчас начинается процесс акционирования. Оказалось, что наше здание не было зарегистрировано как строение, и мы висим в воздухе. А территория нашего двора вообще выкуплена посторонними людьми. Мы об этом ничего не знали и продолжали платить за коммуналку и прочее. Сейчас строения принадлежат некой фирме. На месте сарайчиков, где работают наши мастера, они собираются строить гостиницу. И вот теперь мы озабочены не только производством мультфильмов, но еще и судами.

– Почему на «Союзмультфильме» такой кавардак и совсем не творческий?

– Это отголоски проблем, с которыми «Союзмультфильм» столкнулся во времена СССР. Студия развалилась вместе с Союзом. «Союзмультфильм» сделали арендным предприятием. И вот тут-то и началась полная анархия. Правление состояло не из закаленных администраторов, а из художников и режиссеров. По неопытности приняли на работу в качестве директора Сергея Анатольевича Скулябина, который оказался просто преступником – он потом сбежал в Америку. У него была одна задача – обанкротить предприятие и ликвидировать его. Раз студии нет, значит, и нет расходной части, а доходы все время капают в карман с продаж старой коллекции. К счастью, мы вовремя опомнились, нас поддержал академик Лихачев, и нам удалось отбить у бандитов «Союзмультфильм». Его снова сделали государственным. Но пока велась эта война, предприятие разорвали на кусочки. Разбежались люди, а кадры – это главное в мультипликации. Раньше, когда студия выпускала по сорок картин ежегодно и работала в две смены, в штате было 500 человек, а сегодня не больше сорока.

– И мультфильмов вы в этом году выпустили всего шесть. Это связано только с нехваткой мастеров?

– Нет, проблема в финансировании. У нас нет денег на выпуск мультфильмов, а государство не может нам выделять столько, сколько бы мы хотели.

– А акционирование пойдет «Союзмультфильму» на пользу? Ходят слухи, что его опять растащат по рукам.

– Не знаю, откуда такие слухи. Сто процентов акций будет у государства.

shadow – В чем же тогда суть акционирования, если вы как были государственными, так и останетесь?

– Сейчас мы федеральное государственное унитарное предприятие. А станем акционерным обществом. После акционирования будет приватизация. Сегодня, когда страна перешла на рыночную систему, естественно, ненормально, когда какое-нибудь предприятие висит на шее государства и просит денег. Не может и не должен ходить с протянутой рукой и «Союзмультфильм». Но где найти инвестора, который первый поверит в успех этой индустрии? Кто заложит основу, чтобы начать развиваться?

– А что необходимо для развития?

– Сегодня мы делаем кукольные фильмы по старинке: сперва снимаем на кинопленку, а потом перегоняем в «цифру». А можно же сразу снимать на «цифру». И не нужно забывать о человеческом факторе – нужны кадры, а их надо обучать, то есть опять нужны деньги.

– Акоп Гургенович, а разве на мультфильмах нельзя зарабатывать? Почему же мультфильмы в России убыточны?

– Еще как можно зарабатывать. Но, повторюсь, у нас нет стартового капитала. Конечно, можно забыть о статусе «Союзмультфильма» и сделать какой-нибудь дешевый флэш-мультик (по этой компьютерной технологии штампуются все серии знаменитой «Масяни». – «НИ»). Потом его продать и на эти деньги запустить дорогой проект. Но «Союзмультфильм» – большой академический анимационный театр – не может себе позволить снимать дешевые мультики. Я не хочу дешевить ради привлечения инвесторов. Нужно делать крупные проекты на уровне мировой классики.

– А крупные телевизионные каналы заинтересованы в вашей продукции?

– Как это ни удивительно, но последнее время каналы начали проявлять безумный интерес к отечественной индустрии. Я сейчас имею в виду не только «Союзмультфильм», но и мелкие студии.

– Тогда в чем проблема? Продавайте им мультики, зарабатывайте деньги, делайте новые проекты.

– Проблема в том, что один мультик себя никогда не окупит. Необходимо продавать пакеты мультфильмов, где-то по тридцать в год. Это удобно и каналу, чтобы планировать эфирное время, и нам. А с одним мультфильмом даже не стоит мучиться. Даже если вы соберете 10–20 каналов, которые желают купить мультик, то получается, что эти каналы должны выложить за него по 5 тысяч долларов. Поверьте, никто столько не заплатит. У каждого канала своя политика. Например, при Гусинском НТВ платило за одну минуту от 60 до 100 долларов. За 13 минут получается 1,5 тысячи долларов. После дефолта цены упали. Сейчас за минуту дают в среднем 20–70 долларов.

– Так какой выход вы видите из сложившейся ситуации?

– Я думаю, мы справимся и выберемся из этой ямы. Иначе и не может быть. Сейчас я договорился с ректором ВГИКа о сотрудничестве, мы подписываем договор о подготовке мультипликаторов. Он открыл колледж по обучению специалистов среднего звена, я буду предоставлять производственные мощности для практики. Мне говорят, что я сумасшедший, что они выучатся и уйдут к богатым продюсерам, но я не верю. Думаю, они будут работать и в «Союзмультфильме». Не может такая фабрика остановиться.




Почему японская анимация становится в России лишь популярным андеграундом

Опубликовано в номере «НИ» от 20 января 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: