Главная / Газета 17 Января 2006 г. 00:00 / Культура

Парад Щелкунчиков

Четыре балета встретились на одной сцене

АРТЕМ МАГАЛАШВИЛИ, Санкт-Петербург

В Петербурге завершился Первый Международный рождественский фестиваль «Щелкунчик». Этот фестиваль одного балета не имеет аналогов. На сцене встретились четыре «Щелкунчика» на музыку Петра Ильича Чайковского, 165 лет со дня рождения которого исполняется в этом году. Общая партитура, но различные авторские версии постановки.

Самый трогательный «Щелкунчик» получается у детей.<br>Фото:ИТАР-ТАСС. ЮРИЙ БЕЛИНСКИЙ
Самый трогательный «Щелкунчик» получается у детей.
Фото:ИТАР-ТАСС. ЮРИЙ БЕЛИНСКИЙ
shadow
Волшебной сказкой Гофмана отметил Рождество и старый Новый год Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Это первый музыкальный театр России, он открыт в 1783 году высочайшим повелением императрицы Екатерины Великой и назывался некогда Большим Каменным театром. Идея организации фестиваля принадлежит легендарному танцовщику и хореографу Никите Долгушину, руководящему сегодня театром Консерватории.

Прелюдией к фестивалю стала развернувшаяся в фойе театра выставка Щелкунчиков. Костюмы, макеты, рисунки, декорации, посвященные балету Чайковского и сказке Гофмана, конкурсные работы студентов и аспирантов художественных вузов Петербурга. Для них был специально объявлен художественный конкурс накануне фестиваля. И, конечно же, выставка не могла обойтись без работ признанного мастера – Михаила Шемякина, создавшего декорации и костюмы для спектаклей «Щелкунчик» и «Волшебный орех». Эти постановки не были показаны на подмостках фестиваля, они идут на сцене Мариинского театра, находящегося в соседнем здании, напротив консерватории. Зрители сами могли дополнить фестиваль пятым и шестым спектаклями.

Фестивальная программа продемонстрировала, как одну и ту же историю можно рассказать по-разному. «Щелкунчик» Театра оперы и балета Консерватории в постановке Никиты Долгушина стал историей об испытании Маши Дроссельмейером. Воспитательные смыслы спектакля подчеркивает то, что главные детские партии исполняют юные артисты – ученики балетного отделения школы искусств «Кантилене» театра Консерватории. Остальные роли доверены взрослым. По мнению постановщика спектакля, детей в театре должны играть именно дети. Еще дальше пошел Петербургский театр детского балета: здесь всем исполнителям еще нет 14 лет. Руководитель театра Ирина Сафонова поставила яркую детскую сказку, главное предназначение которой – удивлять и радовать. Самарский театр оперы и балета представил спектакль в постановке Игоря Чернышева. Здесь главной сюжетной линией стала любовная. Самой оригинальной оказалось трактовка театра «Ванемуйне» из Тарту. Постановщик эстонского спектакля шведский режиссер Пер Исберг изменил либретто, добавив к сказке Гофмана фольклорные и литературные мотивы, в частности повесть Эльзы Бесков «Рождество Питера и Лотты». В результате Щелкунчик оказался святочным козлом из шведских народных праздников.

Фестиваль завершился гала-концертом. Щелкунчиков и Мышиных королей посетили с визитом персонажи «Спящей красавицы» Чайковского. Также были показаны два новых мини-балета на музыку Чайковского «Сны» и «Детский альбом», поставленные Никитой Долгушиным с учащимися школы «Кантилене». Театр Долгушина, прекрасно знающего современный репертуар, остается верен классике. Этот осознанный выбор проявился и в новом фестивале. Подтверждение тому – зрительский интерес к классическому балету.


Опубликовано в номере «НИ» от 17 января 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: