Главная / Газета 12 Января 2006 г. 00:00 / Культура

Композитор Раймонд Паулс

«В последнее время вообще не пишется»

АНДРЕЙ МОРОЗОВ

Он, пожалуй, был самым известным латышом Советского Союза. Его песни знала и пела вся страна, а теперь продолжает напевать все постсоветское пространство. Сегодня Раймонду ПАУЛСУ исполняется 70 лет. Накануне юбилея маэстро рассказал «Новым Известиям» о своей роли в музыке и политике, о нынешнем шоу-бизнесе, о Советском Союзе и независимой Латвии.

<b>Раймонд ПАУЛС</b> – латышский композитор. Родился 12 января 1936 года в Риге. В 1958 году окончил Государственную консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано. В 60-х годах был художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра Государственной филармонии Латвии. В 1973–1978 годах был художественным руководителем инструментального ансамбля «Модо», а в 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио. Известность композитору принесла песня «Листья желтые», написанная в 1975 году. В 1979 году им были созданы мюзиклы «Сестра Кэрри» и «Шерлок Холмс». В течение последующих лет создал множество шлягеров, которые пели ведущие советские исполнители – Алла Пугачева («Маэстро», «Старинные часы», «Миллион алых роз»), Лайма Вайкуле («Вернисаж», «Еще не вечер»), Валерий Леонтьев («Кабаре», «Полюбите пианиста»). В конце 80-х годов Раймонд Паулс выступил инициатором песенного фестиваля молодых исполнителей в Юрмале. В 1989 году композитор возглавил Министерство культуры Латвии. После ухода в отставку с 1993-го по 1998 год Паулс был советником президента Латвии по культуре. В 1998-м стал председателем созданной им Новой партии. В 1999 году баллотировался на пост президента Латвии. <br>Фото: ИТАР-ТАСС
Раймонд ПАУЛС – латышский композитор. Родился 12 января 1936 года в Риге. В 1958 году окончил Государственную консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано. В 60-х годах был художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра Государственной филармонии Латвии. В 1973–1978 годах был художественным руководителем инструментального ансамбля «Модо», а в 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио. Известность композитору принесла песня «Листья желтые», написанная в 1975 году. В 1979 году им были созданы мюзиклы «Сестра Кэрри» и «Шерлок Холмс». В течение последующих лет создал множество шлягеров, которые пели ведущие советские исполнители – Алла Пугачева («Маэстро», «Старинные часы», «Миллион алых роз»), Лайма Вайкуле («Вернисаж», «Еще не вечер»), Валерий Леонтьев («Кабаре», «Полюбите пианиста»). В конце 80-х годов Раймонд Паулс выступил инициатором песенного фестиваля молодых исполнителей в Юрмале. В 1989 году композитор возглавил Министерство культуры Латвии. После ухода в отставку с 1993-го по 1998 год Паулс был советником президента Латвии по культуре. В 1998-м стал председателем созданной им Новой партии. В 1999 году баллотировался на пост президента Латвии.
Фото: ИТАР-ТАСС
shadow
– Раймонд Валдемарович, какая музыка пишется проще в 70 лет – как прежде популярная или серьезная?

– Все зависит от настроения. В последнее время вообще не пишется. В основном сейчас я выступаю больше как пианист, играю с симфоническим оркестром, выступаю с актерами, в том числе и артистами Рижского театра русской драмы. Работы много.

– А возраст влияет на написание музыки?

– (Смеется.) Для кого как. У многих творческих людей в этом возрасте начинается третья или четвертая молодость, многие разводятся и ищут молодых жен. Но я не из таких.

– Во время трансляции юрмальских фестивалей «Новая волна» было очень заметно ваше грустное выражение лица. Вам было так скучно сидеть в жюри?

– Видимо, у меня было такое выражение лица, но я не грустил. Я с большим удовольствием слушаю молодых исполнителей. Грустным я становлюсь, когда слушаю так называемых звезд.

– Почему?

– Потому что мне не нравится, что происходит на эстраде с фонограммами, как их используют. Я люблю живое исполнение. Рядом с талантливыми исполнителями на сцене сегодня очень много дешевой халтуры, которая у меня лично не вызывает никаких эмоций. Думаю, что и публике все это уже надоело, особенно все эти электронные аккомпанементы.

– Это вы про латышскую или про нашу эстраду?

– Про обе. В принципе везде одно и то же.

– В Латвии шоу-бизнес тоже широко шагает, как и в России?

– Нет, он идет мелкими шагами, его никак нельзя сравнивать с российским. Россия – гигант, а Латвия очень маленькая страна. У нас такая маленькая территория, что артистам негде развернуться. Поэтому многие думают о том, куда им ехать, чтобы заработать на жизнь, – на запад или на восток.

– На латышской эстраде много звезд?

– Они есть. Есть и молодые исполнители, и ансамбли, но если говорить об уровне, то у нас нет звезд европейского или мирового уровня.

– Вы член Народной партии и депутат сейма. Это серьезно для вас? Не ощущаете себя свадебным генералом?

– Я подключился к политическим процессам в конце восьмидесятых, постепенно ухожу от них и, очевидно, скоро уйду совсем. Что же касается «свадебного генерала», то известные имена в политике есть не только в Латвии, но и у вас в России.

– Какой ориентации партия, в которой вы состоите?

– Она больше имеет правый уклон. Хотя лично я всегда был сторонником центризма.

– В декабре была очередная годовщина исчезновения СССР. Не испытываете ностальгию по той стране?

– На такие вещи надо смотреть реально. Я не могу сказать, что в советское время все было плохо. Много было плохого, но было и что-то хорошее. Но это уже история, и мы не можем повернуть ее назад. Надо думать о том, как идти вперед. Это главное.

– Вы уже привыкли к тому, что нет Советского Союза и что вы живете в независимой Латвии?

– Наверное, да. В этом есть позитивное, особенно для молодых людей. Они могут учиться в любой стране, они могут поехать на запад или на восток. Они не знают, что такое идеологический пресс. В то же время появляются новые проблемы – например, проблема, как заработать деньги.

– Вам нравится нынешнее политическое устройство Латвийской Республики?

– По-моему, у нас те же проблемы, как и в других парламентских республиках. Лучше всего по этому поводу сказал Черчилль: «Демократия – это плохо, но ничего лучше пока не придумали».

– Чему вы больше посвящаете сейчас свободное время – музыке, путешествиям, семье?

– Я все-таки музыкант, и основное мое время занимает музыка. На втором месте семья и хозяйство. Я не могу жаловаться на жизнь, у меня все нормально, все есть, и я могу работать так, как я хочу. Путешествовать не люблю. Больше люблю находиться дома и не стремлюсь, как многие мои коллеги, поехать в дорогие туры в Майами.

Для меня самое главное – быть здоровым и делать то, что мне нравится. Пока мне в этом везет. Хотя в моем возрасте, наверное, каждый день как счастье.


Опубликовано в номере «НИ» от 12 января 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: