Главная / Газета 27 Декабря 2005 г. 00:00 / Культура

Следующая остановка – вернисаж

Московская подземка постепенно превращается в выставочный зал

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В минувшие выходные на пешеходном балконе станции метро «Деловой Центр» открылась выставка фотохудожника Юрия Роста «Предъявление мира». Это уже не первый случай проникновения искусства внутрь Московского метрополитена. Но отныне, как обещает дирекция подземки, встречи с прекрасным у ее пассажиров будут случаться намного чаще.

Москвичам еще предстоит привыкнуть к картинам в метро…<br>Фото: ИТАР-ТАСС. ЭМИЛЬ МАТВЕЕВ
Москвичам еще предстоит привыкнуть к картинам в метро…
Фото: ИТАР-ТАСС. ЭМИЛЬ МАТВЕЕВ
shadow
До поры до времени московское метро – «стратегический объект» и «транспортное средство повышенной опасности» – всячески избегало контактов с художниками. Считалось, что его облик и так продуман до мелочей сталинскими зодчими и всякое нововведение только портит памятник архитектуры. Перестроечные живописцы были первыми, кого изгнали из переходов, – их вещи занимали куда как больше места, чем лотки с газетами. Вслед за ними ушли и дизайнеры, которые пытались как-то оживить механику подземки.

Все, кому случалось бывать в европейских метро, не могли не заметить разницы между современным обликом, например, парижского, лондонского или афинского метрополитенов и «музейной» атмосферой московского. Никто не спорит: наше метро – одно из самых красивых, но в то же время оно и одно из самых консервативных. Так, например, в парижской подземке десяток новых станций отданы для оформления современным художникам (есть станции в стиле Пикассо или Леже), на станциях в Афинах можно осмотреть археологические раскопки и даже древнейшие скульптуры. Почти весь метрополитен Барселоны отдан на откуп музеям – здесь, проехав на метро, из развешенных постеров можно узнать про все выставки в городе. В поездах Барселоны показываются экспериментальные мультики. В Москве же слишком разителен контраст между старым (лепниной 1950-х) и новорусским шиком (безвкусной рекламой). Между этими визуальными рядами нет никакой прослойки, на которой бы отдохнул глаз нового поколения.

…а для парижан искусство под землей – давно не новость.
shadow Первой крупной художественной акцией в московском метро стал видеопоказ во время Биеннале современного искусства в конце января этого года. На станции «Воробьевы горы» на специальные экраны проецировались фильмы современных художников. Настоящим вернисажем стало открытие нового выхода станции «Маяковская» – на мозаики со стихами Маяковского на потолке пришла посмотреть (и поругать) вся арт-тусовка столицы. Наконец, пейзажные снимки Юрия Роста стали еще одним поводом прокатиться до новой станции, ведущей к деловому центру на Пресне. Эти снимки охраняет специальный наряд милиции, оттого именитый фотограф отдал их совершенно спокойно.

Как видно из географии метровернисажей, происходят они главным образом на новых станциях, там, где меньше пассажиров и где людской поток не сметает засмотревшихся зрителей. Однако, как обещает дирекция метрополитена, станция «Деловой Центр» будет уже похожа на галерею – здесь пройдет целый цикл выставок, и в метро готовы выслушать все другие предложения музеев или галерей.


Опубликовано в номере «НИ» от 27 декабря 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: