Главная / Газета 1 Декабря 2005 г. 00:00 / Культура

Два молодца из ларца

125-летие Блока и Белого отметили выставкой

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В конце ноября в России отмечают юбилейные даты, связанные с двумя знаменитыми поэтами Серебряного века: 125 лет со дня рождения Александра Блока и Андрея Белого. К датам приурочена масштабная выставка в филиале Литературного музея.

Именно таким символиста Белого видели в 1924 году злые современники.
Именно таким символиста Белого видели в 1924 году злые современники.
shadow
С литературными выставками у нас совсем беда. Они почти никогда не получаются интересными или даже остроумными. Самое большее, на что способны хранители реликвий, связанных с каким-нибудь поэтом или писателем, – разложить реликвии на витринах в хронологическом порядке. Автографы и рукописи, которые невозможно прочесть, фотографии, которые невозможно рассмотреть, и некие «картины, связанные с жизнью литератора», случайно развешанные то здесь, то там в качестве настенных украшений, – вот и все экспонаты. Жанр литературной выставки находится в страшном упадке. Оправдание этому только одно – после перестроечного взлета интереса к поэзии и к биографиям поэтов (особенно Серебряного века) наступил явный спад.

Выставка «Александр Блок. Андрей Белый. Портрет на фоне эпохи» могла бы этот интерес если и не поднять, то реанимировать. Биографии двух поэтов, родившихся в один год с разницей в месяц (Белый – 26 октября, Блок – 28 ноября), дают массу увлекательного материала. В том числе и визуального. Их взаимная дружба-соперничество, общие философские идеи, любовные истории, наконец, выстраивание собственного поэтического образа. К тому же и Александр Блок, и Андрей Белый (настоящее имя Борис Бугаев) были истинными поп-звездами Серебряного века: их портреты служили иконами нового времени, художники писали с их облика возвышенные портреты и карикатуры.

Однако в Литературном музее выбрали накатанную колею «портрет на фоне эпохи». Каждый зал посвящен одному периоду – от младенчества до революции, ставший последней точкой их карьеры. При внимательном изучении здесь, конечно, есть свои интриги. Например, знакомство по переписке, которое устроили Блок и Белый в 1903 году, или то, как их изобразила в своих рисунках Зинаида Гиппиус. Но в основном вся экспозиция строится по двум параллельным стенкам: одна – Блока, другая – Белого. Сходства и расхождения зритель должен уловить самостоятельно. Фон начала ХХ века, конечно, очень драматичный. Но все же неплохо было бы добавить что-нибудь из ХХI.


Опубликовано в номере «НИ» от 1 декабря 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: