Главная / Газета 29 Ноября 2005 г. 00:00 / Культура

Шемякин в квадрате Малевича

Известный художник показал в Питере новые версии «нулевых форм»

АРТЕМ МАГАЛАШВИЛИ, Санкт-Петербург

Созданный в 1915 году, переломном для искусства и мировой культуры в целом, «Черный квадрат» Малевича символизировал конец логического развития старой живописи, приведя ее к нулевой форме и нулевому цвету. «Квадрат» Казимира Малевича и его концепция до сих пор вызывает бурные споры. Михаил Шемякин решил проанализировать это произведение как научными, так и художественными методами, собрав коллектив единомышленников с мощным аналитическим и эстетическим потенциалом. Итог – открывшаяся в Концертно-выставочном зале Фонда Михаила Шемякина экспозиция.

shadow
Зрители смогли познакомиться со всем спектром мнений по «Квадрату» и увидеть работы его многочисленных создателей – предшественников и последователей Малевича. Здесь и черный квадрат Гюстава Доре 1854 года – гравюра, называющаяся «Истоки истории России теряются в сумраке древности», и карикатура Владимира Зимакова «Путешествие Квадрата Малевича в Лондоне»: «Черный квадрат», как могильная плита, погребает под собой современных художников.

Выставка показала, что и художники нашего времени в состоянии вынести груз скандального шедевра и переварить его в горниле собственного творчества. Понимая, что «Квадрат» Малевича стал своего рода иконой для искусства ХХ и XXI веков, художник Борис Забирохин соединил образ Малевича с образом Рублева. Авангардист двадцатого и иконописец пятнадцатого веков держат в руках черное квадратное полотно (или, может быть, доску), а над их головами сияет единый слитый нимб.

shadow Сложные трансформации «Квадрата» Малевича представили художники Руслан Цримов и Мухадин Кишев из Кабардино-Балкарской Республики. В их работах злосчастный «Квадрат» дробится и выворачивается самым непредсказуемым образом. Следует отметить, одной из задач проекта было желание Михаила Шемякина познакомить публику с современным искусством Кабардино-Балкарии – родины его предков.

Шемякин решил расширить грани эмоциональных ощущений и развить вариации на тему «Квадрата» в цвете, свете, движении и музыке, пригласив участвовать в проекте деятелей различных сфер искусства. Художник и музыкант Валентин Афанасьев нарисовал «Чакону Баха». Каждая нота его музыкального произведения получила эмоционально-цветовое воплощение. Связь между музыкальной фразой и цветовой композицией он сформулировал в собственной математической модели. Впервые картина Афанасьева экспонировалась на одном из «Осенних салонов» в Париже.

shadow Режиссер-экспериментатор Дмитрий Фролов, автор музыкальных клипов группы «АукцЫон», выразил тенденции, воплощенные «Черным квадратом» Казимира Малевича в живописи и культовым произведением «4.33» Джона Кейджа в музыке, собственным фильмом «Десять минут тишины!». В основе этой короткометражной ленты – история ХХ века, времени мировых войн, катастроф и трагедий. Странная и страшная тишина, сопровождающая фильм, стала кинематографическим эквивалентом черного цвета в живописи, поглощающего все другие цвета. Музыкальную импровизацию «Черного квадрата» создал дуэт композиторов-исполнителей Сергея Осколкова (фортепиано) и Марка Белодубровского (скрипка). Пластическую составляющую добавил балет Валентины Ганибаловой. Возможно, все эти новые произведения помогут решить надуманную проблему «кризиса» современного искусства, которому некуда идти после постмодернизма.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 ноября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: