Главная / Газета 25 Ноября 2005 г. 00:00 / Культура

Барби лысеет, стареет, умирает

Художники решили развенчать детский идеал ХХ века

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Никто точно не знает, как появилась на свет эта длинноногая большеглазая блондинка. Но начиная с конца 1950-х годов она стала таким же символом ХХ века, как гамбургер, рок-н-ролл и Гагарин. Великая и неповторимая кукла Барби прошла победным шагом через три поколения девочек всего мира, а в начале перестройки завоевала и Россию. Сегодняшние писатели и художники дают отпор этому нашествию.

Красавицу Барби всегда пытались обезобразить.
Красавицу Барби всегда пытались обезобразить.
shadow
«Существовало слишком много желающих обвинить Барби во всех смертных грехах. На слишком широкие плечи этой куклы со слишком узкой талией возлагали ответственность за неврозы, связанные с восприятием собственной внешности. За женский консюмеризм, одновременно за сексуальную распущенность и сексуальную неудовлетворенность женщин. За то, что мужчины видят в блондинках безмозглых бимбо, и за прочие женские беды и напасти. После того как в 1998 году компания сделала Барби чуть более реалистичной, несколько расширив талию и уменьшив грудь, пришло время еще раз сделать заявку насчет готовности куклы учить девочек прогрессивным идеалам». Это выдержка из книги Линор Горалик «Полая женщина: внешний и внутренний мир Барби». Из пассажа понятно, что Линор не сильно симпатизирует своей героине и испытывает к ней скорее научный интерес, чем детское восхищение.

Точно так же и актуальные российские художники – от вездесущих Дубосарского с Виноградовым до редкого теперь Сергея «Африки» Бугаева – аккомпанируют общему иронично-научному тону. На выставке «Барбизона» собраны самые противоречивые образы «полой женщины»: имеется лысая Барби, Барби, изрядно побитая русской реальностью, стареющая и умирающая Барби.

По-иному на это воплощение американской мечты смотреть трудно. Ее создатели сделали все возможное, чтобы актуальные художники и писатели разнесли куклу в пух и прах. Слишком уж она идеальная. Впрочем, за одну новацию родителям Барби стоит поставить памятник. До сих пор спорят, была ли это единолично американка Рут Хандлер или она просто украла идею у немцев. Так или иначе создать для девочек в качестве игрушки не инфантильного пупсана, а взрослую женщину – это уже поступок. Затем уже (за пятьдесят лет своей истории) Барби стала героиней бесконечного сериала: она меняла профессии (одно время даже продавала кока-колу) и увлечения, приобрела бойфренда Кена и даже готовилась выйти замуж. Свадьбы, правда, не случилось – на прилавках появились даже куклы с разбитыми сердцами.

Трудно что-либо сказать о сегодняшней Барби. Судя по отзывам Линор Горалик, эта кукла всегда быстро приспосабливалась ко времени и изменившимся веяниям моды. Позавчера на пике актуальности были домохозяйки, вчера – тусовочные манекенщицы, а завтра придет время бизнес-вумен. Однако одно остается неприкосновенным – Барби и по сей день полая. Для нее внешнее важнее внутреннего. Оттого, наверное, в идеальном розовом домике американки не предусмотрен клозет (в смысле унитаз, писсуар и тому подобное). Принцессы, как известно, не какают.


Опубликовано в номере «НИ» от 25 ноября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: