Главная / Газета 31 Октября 2005 г. 00:00 / Культура

Блокбастер «Аида»

В Москве показали одну из самых актуальных опер мира

ОЛЬГА РОМАНЦОВА

На сцене Театра оперетты сыграли оперу «Аида» Верди, поставленную маэстро Франко Дзеффирелли четыре года назад. Чтобы показать «Аиду» во всей красе, в Москву привезли 200 человек – певцов, танцоров и обслуживающий персонал спектакля и пять трейлеров декораций, костюмов и реквизита. Это уже не первый приезд Дзеффирелли в Россию: в прошлый раз московский «Постмодерн-театр» привозил к нам его «Травиату».

Костюм и декорации «Аиды» произвели впечатление на московскую публику.
Костюм и декорации «Аиды» произвели впечатление на московскую публику.
shadow
«Я ставил «Аиду» четыре раза и всякий раз находил для нее новую трактовку», – сказал маэстро Дзеффирелли журналистам за день до спектакля. Но это не значит, что в его версиях «Аиды» герои надевали камуфляж или стреляли из автоматов. Киномэтр, посвятивший больше сорока лет постановкам опер и работавший со всеми прославленными певцами, включая Марию Каллас, – один из последних приверженцев классического оперного театра. Его «Аида» сделана добротно и качественно. И красива, как голливудский блокбастер. Пышности, позолоты и точных исторических деталей в ней не меньше, чем в легендарной «Клеопатре» или прошлогоднем «Александре». Для перемены декораций в перерывах между картинами надолго закрывали занавес. Зрителям показали статуи Анубиса и Сехмет, пышные интерьеры дворцов и мрачные подземелья, копии старинных барельефов и обои с рисунками магических зверей.

Сохранив классическую форму оперы, написанной по случаю открытия Суэцкого канала, Дзеффирелли основательно изменил ее внутреннее содержание. В либретто, которое сочинил французский египтолог, сумевший расшифровать старинный папирус, военные события тесно переплелись с любовными интригами. Войска фараона ведут борьбу с армией эфиопского царя и уже захватили в плен его дочь Аиду. Попав во дворец, она влюбляется в египетского полководца Радамеса, жениха дочери фараона Амнерис. Дзеффирелли освободил спектакль от военных подробностей и триумфальных шествий, сосредоточив внимание зрителей на любовном треугольнике: Аида – Амнерис – Радамес. Киномэтр проработал с певцами все психологические нюансы. И хотя в спектакле не было синхронного перевода, зрители понимали все, что происходит на сцене. Они впервые задумались о том, каково эфиопской принцессе Аиде оказаться рабыней у египетской принцессы Амнерис. Поняли, как тяжело полководцу Радамесу поддаться на уговоры Аиды перейти на сторону эфиопов. И даже посочувствовали жестокой Амнерис: принцесса, привыкшая, что все происходит по ее воле, не понимала, что, обвинив Радамеса в предательстве, вместе с ним погубит Аиду и себя. Зал, затаив дыхание, следил за действием.

Так совершенно «Аиду» в Москве не исполняли уже давно. Прошли те времена, когда до Москвы добирались только престарелые оперные примадонны. Составу исполнителей мог позавидовать лучший оперный театр мира. Аиду спела Норма Фантини – восходящая звезда и одна из лучших исполнительниц этой партии, а Радамеса – Николо Росси Джордано, участвовавший в одной из предыдущих постановок «Аиды» Дзеффирелли (перед началом репетиций маэстро устраивал строгий кастинг, требуя, чтобы певцы были молодыми и красивыми). А дирижер Максимилиано Стефанелли управлял оркестром так, чтобы зрители получили удовольствие от каждой ноты.

Но, несмотря на все египетские чудеса, самой загадочной в опере получилась финальная сцена. Внизу, в подземном склепе, умирают Аида и Радамес, на крышке склепа плачет Амнерис, и тут рядом с ней стали возникать загадочные фигуры в белых одеждах, похожие на христианских святых. Возможно, Дзеффирелли решил, что герои египетской легенды пострадали не меньше, чем христианские мученики? Или фигуры в белом стали символом счастья на небесах? На сцене царил полумрак, и разглядеть что-нибудь, кроме смутных очертаний, было невозможно, поэтому вопрос так и остался открытым.


Опубликовано в номере «НИ» от 31 октября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: