Главная / Газета 24 Октября 2005 г. 00:00 / Культура

Улыбнись или уйди

В Москве открылся фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?»

АННА ШЕСТАКОВА

В Москву съехались представители молодого искусства. В течение месяца молодые фотографы, художники, просто необыкновенные творческие люди будут выставлять свои работы сразу на нескольких столичных площадках. «Красота» и «концептуальность» – две эти грани современного творчества незримо соревнуются между собой.

Самые смелые молодые творцы могут даже бросить тень на российский флаг (фото Александра Пономарева).
Самые смелые молодые творцы могут даже бросить тень на российский флаг (фото Александра Пономарева).
shadow
Следуя западной традиции, фестиваль в этом году переименовали в Биеннале. Это слово уверенно вошло в моду в России. К февральскому Московскому биеннале, который проходит в столице раз в два года, теперь прибавился октябрьский. Фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» сначала планировался как ежегодный, но, видимо, кураторы устали от повторов и решили, что перерыв в два года молодым необходим так же, как и состоявшимся – для обновления эстетических концепций и накопления нового материала.

Фестиваль будет идти месяц, постоянно открывая новые площадки. Первый полигон для испытания молодых талантов предоставил центр современного искусства «Марс». Представленный здесь проект «Превью» («Preview») – первый в серии – своеобразная «вводная» в современное молодое искусство, этакий фестиваль в миниатюре. Побывав здесь, посетитель мгновенно решит, стоит ли уделять внимание фестивалю на других площадках. И, что самое главное, ответ на этот вопрос зависит отнюдь не от искусства, а от самого зрителя.

Большинство объектов в «Марсе» – инсталляции с видеоартом, «хэндмэйдом», «рэдимэйдом» и прочим «концептом». Чувствуется в этом какая-то уловка, попытка поймать интересующихся искусством на присущем им сомнении. Поиск значения, ассоциаций и аналогий – все это уже давно навязчиво и скучно, включено в пакет услуг молодого искусства. Авторы, как всегда, больше работают на смысл, чем на красоту. Мозговые штурмы – это интересно и полезно, но зачастую необъяснимо. Например, инсталляция от Сильвии Гетс: надувная лодка, бассейн, мужчины с нарисованными усиками, дама в турецком платке... Становится даже как-то не стыдно не понять, к чему все это. Зато в проекте группы «Организация ясной мечты» глаз радуется простоте и наивности. Участники «Превью» и, наверное, весь фестиваль делятся на два лагеря: «задумайтесь-улыбнитесь» и «задумайтесь-уйдите». Как тут не улыбнуться, если по периметру зала развешены каменные трусики («Воспоминание о вещах» Анны Желудь), если, заглядывая в камеру обскура, видишь печального инопланетянина, смотрящего на тебя твоими же глазами («Волшебная труба» Романа Сакина). Общей идеи экспозиции не ощущается, да она и не была заявлена. «Превью» – выставка-витрина, она должна завлечь посетителей в магазин-фестиваль. Или не завлечь.


Опубликовано в номере «НИ» от 24 октября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: