Главная / Газета 28 Сентября 2005 г. 00:00 / Культура

Бродячая опера

Новый сезон для отечественного музыкального театра стал самым сложным за сто лет

МИХАИЛ МАЛЫХИН

Главная проблема российских оперных театров – отсутствие крыши в буквальном смысле этого слова. В сезоне 2005/2006 главным театрам двух столиц придется работать на чужих подмостках. Свои основные сцены «Геликон-опера», Большой и Мариинский театры закроют на реконструкцию. Московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко не может открыться после ремонта. В этой ситуации приютить оперу берутся калягинский драматический театр Et Cetera, Молодежный театр, залы филармонии и консерватории.

После серии пожаров Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко откроется лишь через год.
После серии пожаров Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко откроется лишь через год.
shadow
Снобы, которые привыкли жаловаться на «непопулярность» высокой культуры в столице, в этом сезоне наконец-то прикусят язык. Ведь именно теперь, как никогда раньше, станет заметно, что по количеству концертов классической музыки и оперно-балетных спектаклей Москва превосходит и Париж, и Лондон, а возможно, и главный музыкальный центр Европы – Вену. По итогам прошлого сезона в Москве десятки маленьких залов и три больших концертных монстра (филармонический зал им. Чайковского, Большой зал консерватории и Московский дом музыки) не пустовали практически ни один вечер. То же касается семи (!) оперных сцен столицы. Масштабы их деятельности не были заметны до тех самых пор, пока не выяснилось, что как минимум трем московским оперным коллективам придется на время расстаться со своими сценами. Тут-то и стало ясно, что такому количеству музыкантов и спектаклей в городе явно тесновато. Во всяком случае, в новом году ради оперы придется потесниться драме и камерной симфонической музыке.

Самому эпатажному театру столицы – «Геликон-опере», который с легкостью раздевает догола Пиковую даму и устраивает арии на унитазе героям Россини, стало тесно в маленьком зале Дома медика. Как рассказал «Новым Известиям» глава театра Дмитрий Бертман, московское правительство пообещало перестроить архитектурный комплекс и «вмонтировать» в ансамбль старинных двориков на Большой Никитской новый оперный зал – по образу и подобию римского амфитеатра. Для этого изрядно разросшейся труппе под предводительством режиссера Дмитрия Бертмана предстоит этой зимой отправиться в трехмесячные гастроли по США, а затем переместиться на сцену калягинского Et Cetera, где театр планирует поставить аж две премьеры: серьезную оперу итальянского композитора Умберто Джордано «Сибирь» и комический «Нос» Дмитрия Шостаковича. До этого Бертман в ноябре поставит «Русалку» Дворжака в Дании, а в октябре – вердиевскую «Набукко» в Мариинском театре.

К слову, питерской Мариинке тоже предстоит изрядно потерпеть, пока отреставрируют старое здание театра и построят две новые сцены: «Мариинку-2» и «Мариинку-3». Труппе питерских «Звезд белых ночей» предстоят большие гастроли по миру и ряд постановочных проектов в Европе. В Москве же Валерий Гергиев появится уже 2 октября. Вместе со своим театром в филармоническом зале им Чайковского он покажет оригинальную сценическую версию вагнеровского шедевра «Тристан и Изольда». Впрочем, московская филармония сотрудничает не только с Мариинкой, но и с Большим театром, для которого в этом сезоне открыт специальный концертный абонемент в Большом зале консерватории. Как известно, с этого года оперно-балетная труппа ГАБТа выступает лишь на своей Новой сцене, где не вместится весь репертуар и в частности масштабные спектакли, чьи декорации рассчитаны на площадь Основной сцены театра. Судя по всему, от необходимых сокращений гигантскую труппу не спасут даже Новая сцена, филармонические проекты и зарубежные гастроли. Почти тысячный коллектив, по словам гендиректора Большого Анатолия Иксанова, в связи с реконструкцией будет ужат.

Хуже всего в нынешней ситуации себя чувствует Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. После целой череды пожаров Малый оперный (как его зовут москвичи) не успевает завершить реконструкцию в срок. Как рассказал «Новым Известиям» пресс-секретарь театра Дмитрий Абаулин, до последнего ЧП первый спектакль планировали показать на обновленной сцене уже зимой 2006 года. Теперь открытие сцены отложено до следующего сезона. Пока же театр арендует зал Российского академического молодежного театра и Концертный зал им. Чайковского. В последнем, по словам Абаулина, планируется показать премьеру оперы «Травиата» Джузеппе Верди.

Утешить московских любителей оперы можно лишь тем, что следующий год для их любимых музыкантов окажется тяжелее, чем нынешний. Как рассказал «НИ» директор Московской консерватории Тигран Алиханов, вероятнее всего, в следующем году сезон Большого зала консерватории, где сегодня проходит львиная доля концертов Москвы, будет сокращен – ему тоже предстоит масштабная реставрация в преддверии очередного Конкурса исполнителей им. Чайковского.


Опубликовано в номере «НИ» от 28 сентября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: