Главная / Газета 19 Сентября 2005 г. 00:00 / Культура

Игорь Старыгин

«Чиновники от культуры – это страшная вещь»

ВЛАДЛЕН МАКСИМОВ

На его Арамисе выросло нынешнее поколение 30–40-летних. После очередного показа фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» мальчишки принимались выстругивать из подручных материалов шпаги, чтобы самоотверженно биться на дуэлях после уроков на школьном дворе. Сегодня на нашем экране явно не хватает таких сильных, но благородных и утонченных героев. «НИ» удалось побеседовать с заслуженным артистом России Игорем Старыгиным на прошедшем недавно во Владивостоке международном кинофестивале «Меридианы Тихого». Игорь Владимирович ставит первый в его практике антрепризный спектакль и готовится вновь исполнить роль Арамиса в новом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

shadow
– Игорь Владимирович, «Меридианы Тихого» – один из новых региональных кинофестивалей. На открытии много говорилось о необходимости развития прочих культурных центров в России, помимо двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Это выполнимая задача?

– Мне кажется, что вполне выполнимая. Я ведь перед фестивалем за восемь дней объехал пол-Приморского края –множество городов, поселков и просто деревень. Если была бы возможность, я бы устраивал не только такие громкие фестивали с салютами, банкетами и прочим, а мероприятия для простых людей: для бабушек, для дедушек, для ребятишек. Чтобы к ним приехали известные актеры. В одном из городов здесь, в Приморье, ко мне подошла бабулька с палочкой, в платочке и сказала: «Ой, я первый раз вижу живого актера». И поцеловала меня. Это же самое большое и приятное ощущение для актера, когда тебя любят не только губернаторы, но и простые нормальные люди. Это для меня важно.

– Сейчас модно выходить на голливудский уровень. В последнее время снято несколько картин, которые подавались именно так: «Ночной дозор», сейчас идет совместный российско-американский проект «Зеркальные войны».

– Я не хотел бы, чтобы мы выходили на голливудский уровень, потому что он банален, прост и, на мой взгляд, не очень интересен. Я бы хотел, чтобы мы выходили на хороший российский уровень. У нас есть свои режиссеры, свои актеры. Может быть, не хватает какой-то техники, но в принципе мы не должны повторяться. Должны делать свое кино. Зачем повторять всю эту жестокость? У нас совершенно другой менталитет – мы очень добрые люди. Вот про это и надо снимать. И как я увидел на встречах со зрителями, люди соскучились по такому кино. Хватит уже этой крови и мозгов по стенкам.

– Вы можете назвать картины фестивального уровня, снятые в последние годы?

– Нет, пока, к сожалению, не могу назвать ни одного такого фильма. Хотя у нас есть замечательные режиссеры, и молодые в том числе. Остается надеяться, что такие фильмы появятся. Не надо уж так сразу прыгать на Канны, на Голливуд, на Берлин. У нас великая страна. И надо работать для нашего зрителя. Французы не берут американские фильмы, они снимают для Франции. Голливуд снимает для американцев. Все, что у нас происходит плохого, во многом идет от пропаганды не очень интеллигентного Запада, я бы так сказал.

– В последнее время Министерство культуры на слуху, но к сожалению, лишь в связи с конфликтом между министром Александром Соколовым и его подчиненным Михаилом Швыдким. У вас есть своя позиция в этом споре?

– Дело в том, что я буду не объективен. С Мишей Швыдким я учился в институте – он на театроведческом, а я на драматическом отделении. Поэтому мы с ним поддерживаем давние и хорошие отношения. Я думаю, что их спор с нынешним министром время рассудит. Я не судья им. У каждого есть свои проблемы, но, на мой взгляд, во время правления Михаила в министерстве все-таки было немножко получше. Денег давали больше. Как говорится, труба повыше, и дым погуще. Сейчас?.. Я не знаю Соколова. Не знаю его политики. Пусть он со мной разговаривает двадцать пять тысяч раз, рассказывает про какие-то свои вещи, но как актер, как человек, который не очень-то интересуется политикой, я их сейчас не чувствую. Может быть, что-то и появится в дальнейшем, но сейчас ничего нет. Я знаю, какие были плюсы и минусы во время Михаила. У господина Соколова я пока ничего не вижу.

– А чем должно заниматься Министерство культуры, кроме того, что распределять деньги?

– Министерство культуры в первую очередь не должно заниматься собственно культурой. Потому что культурой должны заниматься простые люди. Вот они либо пойдут в театр или кино, либо не пойдут – это же очень просто. Все-таки культура – это духовное состояние нации. И все будут решать наши зрители. Простые человеческие отношения. Ненавижу чиновников, которые начинают приказывать: это хорошее кино, а это плохое. Вообще чиновничество в России – это страшная вещь. Как было, так, к сожалению, и осталось. Поэтому пусть культуру регулирует народ.

– Тривиальный, но самый интересный вопрос: а над чем вы сейчас работаете?

– Сейчас, когда вернусь в Москву, впервые в своей жизни буду заканчивать антрепризный спектакль. Никогда не играл в антрепризе. Мы ставим французскую ироническую комедию. На мой взгляд, неплохая пьеса выходит. А буквально на днях мне позвонил режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который, напомню, снял «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». И он так меня сразу в лоб спросил: «Ну, Старыгин, готов?» Я говорю: «К чему?» – «Мы продолжаем!» – «Ты с ума сошел. Я же сейчас и на лошадь не влезу. Нам всем под шестьдесят». У него есть очень интересный сценарий. Не могу сказать ничего определенного, да и не надо пока. Мы будем продолжать историю трех мушкетеров в определенном возрасте. Думаю, что это будет не похоже на Дюма, но по каким-то мотивам его романов. Посмотрим, что у нас получится.



Справка «НИ»

Игорь СТАРЫГИН родился 13 июня 1946 года в Москве. В 1968 году окончил ГИТИС. Был актером Московского ТЮЗа, театра имени Моссовета, с 1983 года работает в театре-студии «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. В кино Игорь Старыгин дебютировал в 1967 году в фильме «Возмездие». Первая значительная работа в кино – роль Кости Батищева в фильме «Доживем до понедельника» (1968). На счету актера около тридцати киноролей. Среди фильмов с его участием – «Адъютант его превосходительства» (1969), «Обвиняются в убийстве» (1971), «Под крышами Монмартра» (1975), «Красное и черное» (1976), «Государственная граница» (1980). Однако огромную популярность у кинозрителей актер приобрел благодаря роли Арамиса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978), поставленном Георгием Юнгвальд-Хилькевичем.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 сентября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: