Главная / Газета 1 Сентября 2005 г. 00:00 / Культура

Призраки вместо гигантов

Скульптор Александр Бурганов показал в Манеже, как должна быть оформлена Москва

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В сверкающем евроремонтом московском Манеже открылась первая выставка нового сезона: ретроспектива скульптора Александра Бурганова. Автор «Принцессы Турандот», «Пушкина и Натали» на Арбате решил сказать свое веское слово в деле монументального украшения города. Вместо статуй Зураба Церетели предлагаются переплетенные ноги и пальцы, вырастающие из пьедестала.

Бронзовые конечности Александра Бурганова теснят в Москве колоссов Церетели.
Бронзовые конечности Александра Бурганова теснят в Москве колоссов Церетели.
shadow
Больше всего творений Александра Бурганова можно встретить в районе Арбата, где находится Музей Бурганова. Во дворах вокруг музея то там, то здесь в скверах вырастают руки (фирменный знак художника) и торсы. На самом Старом Арбате стоит золотистая «Турандот» у Театра Вахтангова (у принцессы хулиганы периодически пытаются оторвать тонкую руку), затем на Арбате идет его супружеская чета «Александр Пушкин и Наталья Гончарова», больше похожая на кукол-марионеток. Изрядной долей условности овеяны и другие произведения скульптора. Критики неоднократно упрекали его за фонтан «Пушкин и Натали» у Никитских ворот (с поэтической парой в беседке) – поэт, по версии Бурганова, оказался выше Гончаровой, а не ниже, как это было в реальности.

Так или иначе, дальше арбатских переулков Александру Николаевичу в освоении столицы продвинуться не удалось. Если не считать «продвижением» скульптурное оформление станций метро (особенно Третьяковской), Бурганов участвовал почти во всех важных скульптурных конкурсах, в том числе на памятник Булгакову на Патриарших. Но его всякий раз обходили более сильные и изворотливые соперники из Академии художеств. Лишь в последнее время московское начальство обратило на него более пристальное внимание: на Дни Москвы в Брюссель Юрий Лужков взял именно его произведения. Бельгийцам с их любовью к сюрреализму должны били импонировать бургановские бюсты, чьи лица закрыты платками, или парящие в воздухе рояли – явный намек на картины сюрреалиста Магритта. И вот новый прорыв – именно Бурганов, а не Церетели в качестве скульптора обживает Манеж.

Чем отличается Бурганов от других официальных скульпторов, определить очень легко. Он декоративен и антимонументален – его работы похожи на вазы с экзотическими отростками в виде голов, ног, рук, отдельных пальцев и других элементов, означающих гуманизм и полет вдохновения. Именно такой мастер вдруг оказался нужен сегодняшней Москве: он расцвечивает стандартные офисы картинными коллажами, превращая их из однотипных коробок в цирковые аттракционы. Москва Бурганова – это город скверов и тихих новорусских дворов. Время гигантов Церетели уходит, и им на смену явились призраки Бурганова. К выставке художник подарил 100 произведений городу – верный признак того, что в скором времени его музей получит новые территории или новые заказы.


Опубликовано в номере «НИ» от 1 сентября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: