Главная / Газета 7 Июня 2005 г. 00:00 / Культура

Римские лабиринты

В Музее архитектуры итальянцы предложили развить идеи русских конструктивистов

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В рамках Итальянских сезонов в России в московском Музее архитектуры открылась необычная выставка «Римские архитекторы ХХ века». На примере экспозиции участники знаменитой итальянской мастерской «Лабиринто» показывают, как можно стать знаменитым архитектором, не построив ни одного здания.

«Дом будущего» Паоло Мартеллотти (1979 г.) так и не был построен.
«Дом будущего» Паоло Мартеллотти (1979 г.) так и не был построен.
shadow
Волна студенческих волнений в Риме и Париже в конце 60-х годов породила массу альтернативных и авангардных молодежных группировок (от сугубо художественных до террористических). Одним из таких «подпольных» сообществ, отказавшихся от буржуазных моделей поведения, стала архитектурная группа «Лабиринто». Пять римских архитекторов, поучаствовав в манифестациях 1968 года, решили вести подрывную деятельность уже в своей мастерской. С 1969 по 1979 год они не построили ни одного здания, зато придумали, как перенести небо на землю, как растворить дом в воздухе и как разместить целый город на одном гектаре суши. Группа «Лабиринто» не занималась ничем иным, только производством бумажных проектов и макетов. Она одной из первых возвела в ранг ценностей «бумажную архитектуру». Паола д’Эрколе, Джузеппе Маринелли, Паоло Мартеллотти, Пия Пискалино, Антонио Перничи бесконечно плутали по лабиринту, придуманному ими же самими, и, в отличие от знаменитого античного героя, совершенно не собирались из него выбираться. Каждый их проект – это погружение в бесконечное пересечение линий, плоскостей и геометрических фигур. Итальянцы оказались на стыке сразу двух традиций: с одной стороны, их бумажные макеты очень похожи на поиски российских революционных конструктивистов 1920-х годов, с другой стороны, они уже предчувствовали возможности компьютерной виртуальности (когда машина подхватывает идею художника и начинает бесконечно варьировать один и тот же образ). Не случайно поэтому в экспозиции Музея архитектуры помимо рисунков-чертежей и моделей представлены и музыкально-визуальные фильмы о работе группы и принципах проектирования (в них показано, как, например, воплотить в проекте зданий идеальный горизонт или создать новую «Долину Храмов»). После десятилетий лабораторных изысканий группе «Лабиринто», превратившейся к 80-м годам в мастерскую «Лаборатория», удалось все-таки реализовать кое-какие из своих идей. Но лучшим воплощением «бумажной архитектуры» оказались опять же второстепенные формы – дизайн парков или выставок. Среди эффектных конструкций, которые придумывали «лаборанты» для разных выставочных проектов, есть, например, даже выездная выставка музеев Кремля. Кстати, экспозицию в Музее архитектуры также проектировал один из лидеров движения, Паоло Мартеллотти, который привнес в роскошные залы усадьбы Талызиных дух революционного конструктивизма.




Проект «Москва – Берлин» оказался провокационным для российской столицы

Опубликовано в номере «НИ» от 7 июня 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: