Главная / Газета 3 Июня 2005 г. 00:00 / Культура

И пух, и перья

Слава Полунин загримировал верблюда под зайца, но от этого на открытии театрального фестиваля веселее не стало

ОЛЬГА ЕГОШИНА

В Москве прошло открытие VI Международного Чеховского фестиваля. В саду «Аквариум» 50 французских саксофонистов создавали новое акустическое пространство. Пуховые деревья окружали белые поляны. В гамаках над головой качались эльфы, а в финале забил фонтан серебряной фольги.

Шоу в московском саду «Аквариум» открыло главный театральный смотр столицы.
Шоу в московском саду «Аквариум» открыло главный театральный смотр столицы.
shadow
Самый известный клоун планеты Слава Полунин последние годы всерьез увлекся постановкой разного рода перформансов: всяких торжественных открытий, закрытий, шествий и фейерверков. Самой красивой его акцией, на мой вкус, был салют, закрывавший Московскую театральную олимпиаду. Эту цветную небесную феерию вряд ли можно забыть: кометы, ракеты, фонтаны, римские свечи, серебряные, золотые и радужные переливы красок, смена и игра причудливых форм. Самая концептуальная его задумка тогда не осуществилась: ему хотелось, чтобы по Невскому проспекту торжественно прошли 800 пар новобрачных, а питерские милиционеры, выстроенные в линию, кидали бы им под ноги лепестки роз.

В этот раз, по словам самого Полунина, ему захотелось осуществить давнюю мечту: показать русской публике французский ансамбль «Урбан сакс». Существующий уже больше тридцати лет под руководством Жильбера Артмана, этот коллектив играет в разных уголках мира, открывая и закрывая разнообразные фестивали театра, музыки, кино и даже экологии. Музыканты играют в самых причудливых пространствах: в фонтанах, в замках, в пещерах, в церквях, в метро, на заводах… В Москве для их выступления был предложен сад «Аквариум». Для преображения пространства сада Театра им. Моссовета был приглашен питерский художник-инсталлятор Алексей Кострома, получивший известность своими инсталляциями из презервативов. Наполняя их водой, Кострома строил из них скульптуры, живые картины и даже
Французская группа «Урбан сакс» выбрала разноцветный прикид верхолазов.
shadow изображал «Черный квадрат» Малевича. Сейчас питерский экспериментатор выбрал менее шокирующий материал, засыпав дорожки и лужайки сада пухом и перьями, обернув в пуховые накидки стволы деревьев. Кроме того, вывалял в пуху специально приведенного верблюда и драпировал пухом многочисленные группы «живых фигур», разбросанных в разных точках сада. Эти белые живые опушенные фигуры изображали артисты из екатеринбургского балета «Провинциальные танцы», студенты циркового училища и актеры театра «Королевский жираф». А постановкой руководил специально приглашенный японский хореограф Шусаку Такеучи.

Обилие знаменитых специалистов и имен обещало многое. Но, как часто бывает в жизни, большие ожидания редко оправдываются. Французские саксофонисты в костюмах водолазов из комиксов заняли несколько площадок на возвышении, немедленно окруженных плотной толпой зрителей. Странная медитативная музыка завораживала, но все собравшиеся ждали зрелища. Кто-то рассказывал об обещанных полетах, кто-то ждал фейерверка. Всем хотелось, чтобы хоть что-нибудь произошло. Увы. После часового стояния на месте толпа начала редеть. Первым покинул «Аквариум» сам Полунин, переместившись за столик расположенного в саду кафе. К выходу потянулись приглашенные звезды, успевшие дать все необходимые интервью. Скоро по саду уже можно было перемещаться вполне свободно. Зрители, купившие весьма дорогие билеты, рассматривали верблюда, меланхолично объедающего каштан, детей, кидающих друг в друга пуховые снежки, меланхолических мимов (лучшими было двое – с пером, наклеенным на носу, и с двумя перышками в губах). Наконец что-то зашипело, загремело, и на сад обрушился фонтан из кусочков серебряной фольги. А в самом финале над головой-таки пронеслась белая фигура.

Еще лет восемь назад подобное открытие фестиваля вызвало бы восторг. Увы, сегодня публика куда требовательнее, искушеннее и привередливее. И такой ее не в последнюю очередь сделал и сам Чеховский фестиваль.

Несмотря на «пуховый блин» начала, есть надежда, что программа самого большого российского фестиваля удовлетворит самые взыскательные вкусы. Поклонники театральной классики могут увидеть постановки самых известных мастеров современного театра. Англичанин Деклан Доннеллан покажет «Три сестры» Чехова, поставленные им с московскими актерами. Японец Тадаши Сузуки привезет свою версию чеховского «Иванова». «Комеди Франсез» после долгого перерыва приедет в Россию с «Лесом» Островского, поставленным русским патриархом Петром Фоменко. Любители новых и острых впечатлений наверняка оценят «Шум времени» прославленного британского театра «Комплисите». Спектакль посвящен жизни Дмитрия Шостаковича и создан знаменитым режиссером Саймоном МакБерни. Почитатели старины оценят гастроли японского традиционного театра Но. А фанаты экстрима точно не пропустят большую бразильскую программу. В конце концов, зрители, которые два месяца будут ежедневно посещать фестивальные площадки, наверняка приобретут солидные познания в театральной истории и географии.


Опубликовано в номере «НИ» от 3 июня 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: