Главная / Газета 20 Мая 2005 г. 00:00 / Культура

На нас смотрят

Реалити-шоу остаются одним из самых востребованных телепродуктов

НАТАЛИЯ ЛАЛАБЕКОВА

Недавняя российская премьера проекта «Большой брат» на канале ТНТ открыла новый виток моды на реалити-шоу. Однако, как показывает практика, попадая на российскую телевизионную почву, западные программы перерождаются. И то, что европейцы и американцы считают тяжким испытанием, российские телезрители часто воспринимают как невиданную роскошь. Но и те, и другие обожают подглядывать в замочную скважину.

Проект «За стеклом» был первым опытом подглядывания.
Проект «За стеклом» был первым опытом подглядывания.
shadow
Реалити-шоу «За стеклом», «Русское чудо», «Последний герой», «Голод», «Десять негритят», «Дом», «Большой брат»… Первые названия уже порядком подзабылись. Последние – на слуху у всех, даже у тех, кто не является «потребителем» передач такого жанра.

Почему этот заморский тип телепродукции так быстро и вольготно обосновался в России? Все очень просто: реалити-шоу – это ностальгия по коммунальным склокам у людей пожилых и то, что называется емким словом «прикольно» для представителей нового поколения. Действительно, подсмотреть скандал между влюбленной парочкой – ностальгично; понаблюдать, как будут вести себя люди, добровольно позволившие сковать себя наручниками на четыре дня, – прикольно.

«Прикольно» – оно и в Америке, и Европе «прикольно», а вот объяснить бешеную популярность реалити-шоу среди людей среднего возраста в благополучном и сытом дальнем зарубежье, где не знавали специфику коммуналок, трудно. Вероятно, срабатывает главная слабость человечества – любопытство. А возможно, затаенная радость, если у других все плохо, и некоторый налет разочарования, если у других все хорошо. Но дело не только в этом. Согласно исследованиям социологов, в развитых странах наблюдается повальная эпидемия так называемого аппаратурного вуайеризма, т.е. подглядывания за знакомыми и незнакомыми людьми с помощью видеоаппаратуры. Нет, цивилизованные американцы и европейцы делают это не с целью шпионажа, а так – для души. В Японии в последнее время это стало проблемой национального уровня: не проходит и дня, чтобы в полицию не поступило несколько заявлений от рядовых граждан о том, что в шкафу спальни или в ванной комнате они обнаружили мини-камеры. Видимо, народ там настолько разучился общаться друг с другом, что устраивает круглосуточное реальное телевидение для себя собственными силами.

Любопытство – это хобби

Первым глобальным опытом подглядывания в России стал проект «За стеклом» на ныне почившем телеканале ТВ-6, прототипом которого, на самом деле, был «Большой брат», запустившийся сейчас на ТНТ. В 2005 году круг замкнулся, а в 2001-м по поводу этого реалити-шоу разгорались нешуточные страсти и в России, и не в России. К примеру, один из участников польской версии шоу был вывезен с места съемки прямиком в психиатрическую больницу с диагнозом: тяжелый нервный срыв. А откровенные кадры российской версии потрясли тогда еще не искушенного отечественного зрителя. Кстати сказать, польские друзья тогда боролись за сумму в один миллион злотых, что составляло четверть миллиона долларов, тогда как наши герои мечтали лишь о собственной квартире.

Что касается «Большого брата», не прекращающего своего успешного путешествия по телеканалам мира с 1996 года, то несколько дней назад британские зрители были шокированы сценой нешуточной драки между участниками программы. Впервые за всю многолетнюю историю этого реалити-шоу техническому персоналу пришлось войти внутрь помещения, где жили герои, чтобы разнять дерущуюся до крови и членовредительства молодежь. Ребята дошли до такого исступления, что кидали друг в друга мебель. Трансляция прекратилась на полтора часа – событие поистине невиданное! Но и это не самое интересное: «Большой брат» достиг границ стран Ближнего Востока. На острове Амвадж в Бахрейне был специально выстроен дом, приспособленный для проживания лиц мусульманской веры: четкое разделение на женскую и мужскую половины, молельная комната. Здесь компания подобралась весьма любопытная: не снимающий даже по ночам солнцезащитные очки Абдул из Саудовской Аравии, некий ювелир из Иордании, тренер по карате из Кувейта, музыкант из Ирака, девушка, никогда не расстающаяся с головным платком, ливанец Башар, который привез с собой двадцать пар брюк, и неожиданный Майкл, танцующий сальсу. Организаторы восточного «Брата» учли все пожелания, связанные с законами мусульманского мира, но, как нетрудно догадаться, дело не обошлось без выражения недовольства фракции исламистов в парламенте Бахрейна. Посмотрим, как будут развиваться события в российском варианте.

Игры на выживание: кто кого выживет

Американский проект Survivor (дословно – «оставшийся в живых») вдохновил россиян на выпуск «Последнего героя» – самой дорогой на то время программы отечественного ТВ, которая обошлась Первому каналу в 3,5 млн. долларов. Победитель первой части шоу получил три миллиона рублей, его коллега, для сравнения, из австралийской версии – один миллион долларов. Более чем в тридцати странах транслируются собственные версии Survivor и сегодня. Внешний антураж и правила неизменны, но национальный колорит, естественно, везде свой. Для американцев, к примеру, выжить неделю на необитаемом острове без горячей воды и гамбургеров – чистой воды экстрим. Для россиян же, у которых горячей воды порой не бывает дома, когда за окном –25 градусов, неделя на Карибском море – дорогой отдых. Для нашего брата выживать соседей (правда, не по коммуналке, а по острову) – одно удовольствие.

Не случайно ведь тема соседей для нашего ТВ оказалась самой выигрышной. В данный момент наиболее раскрученным реалити-шоу в России является «Дом-2». Бесконечные перипетии взаимоотношений жильцов «Дома» оказались так близки сердцам зрителей канала ТНТ, что шоу продолжается по сей день в режиме ежедневного вещания, несмотря на то что финал был запланирован на ноябрь 2004 года. Надо сказать, что «Дом» оказался для ТНТ проектом, который сильно повысил рейтинг канала в целом. И, по апрельским данным компании Gallup Media Russia, доля проекта «Дом-2» составляла 12,5% (в конце 2004 года – 6–6,5%), а сам ТНТ по рейтингу популярности (не без помощи «Дома») среди телеканалов занимает почетное пятое место, пропустив вперед лишь ОРТ, РТР, НТВ и СТС. Особо надо отметить, что реалити-шоу «Дом» и «Голод» являются авторскими форматами ТНТ.

Британцы относятся к реалити-шоу с юмором. Их герои не люди, а гигантские улитки.
shadow Секс-шоу улиток

Но, конечно, то разнообразие реалити-шоу, которое существует за рубежом, пока и не снится ни российским производителям, ни нам – зрителям. Только на британских телеканалах ежедневно показывается порядка двадцати подобных шоу. Более того, там есть даже реалити-шоу, пародирующие... реалити-шоу. К примеру, в конце прошлого года комедийный канал UKTV G2 параллельно с серьезным и очень популярным проектом «Я – знаменитость! Заберите меня отсюда» (нечто напоминающее «Последнего героя») запустил программу «Я – знаменитая улитка! Оставьте меня здесь», где с ролью «героев» блистательно справились гигантские африканские улитки. Остроумные англичане не просто переделали название «I’m a Celebrity... Get Me Out of Here!» в «I’m A Shellebrity – Keep Me in Here!», но сделали прибыльное утреннее шоу (в России подобные проекты приберегают на вечерний прайм-тайм, где расценки на рекламу самые высокие).

Всем героям-улиткам дали имена: Липучка Коуэлл, Улиточка Томпсон, Слизняк Портер, Кэрол Скользкая, Джимми Слизь, Лентяй Уинтон и Ми-Шел Коллинз. В течение 11 дней персонажи соревновались в скорости поедания листьев салата, в «беге» на 100-миллиметров и в «борьбе панцирей». Но самое забавное, что, как бы пародируя «застекольных» людей, улитки с удовольствием совокуплялись, не подозревая, что вызывают этим неподдельный восторг десятков тысяч прямоходящих мимо приматов.

В США к реалити-шоу подходят без доли иронии. Там подобные программы возникают по любому поводу и на любую тему. К примеру, в Airline («Авиалиния») бесконечно показывается жизнь аэропорта. Одним из заданий участникам, изображавшим пассажиров, было сесть в самолет без билетов и документов. Причем на удивление напуганной террористами Америки, герои это задание выполнили. Интересно, прошел бы этот номер в России.

В отличие от нашей страны, в США практически все население не мыслит жизни без авто. Так что эту тему «индустрия подглядывания» не смогла проигнорировать. В шоу Amaizing Race («Необычные гонки») несколько автомобилей с незнакомыми друг с другом людьми за рулем отправляются в путь по небольшим городкам южных штатов. Машины ломаются, люди раздражаются. В этом шоу было сыграно несколько свадеб в прямом эфире, поскольку процесс смены колес и общей злобы на устроителей гонок объединяет. Ну, а содержание действа под названием Boy meets Boy («Парень встречает парня») в особой расшифровке не нуждается.

Есть и более наполненные смыслом проекты, которые хотелось бы увидеть на российском телевидении. Реалити-шоу Classroom («Класс») – один из них. На Первом канале давно идет телеигра «Умницы и умники», которая всем знакома. Что-то подобное представляет из себя и Classroom с той разницей, что подростки отвечают на вопросы, связанные с мировой историей, литературой, юриспруденцией, искусством и пр., не дяде-ведущему, а друг другу по Интернету. Участники находятся в разных городах и штатах США и в определенное время выходят в Сеть, чтобы пообщаться на интеллектуальные темы. Наиболее успешные эрудиты получают солидные гранты на дальнейшее образование. Для России подобный проект, где сочетается духовное развитие тинейджеров с незаменимым для них атрибутом – компьютером, актуален как никогда. Именно сейчас, когда наблюдается значительный спад интереса молодежи к литературе, истории и процессу чтения как такового.

Реалити-шоу прочно вошли в сетку вещания отечественного ТВ и вряд ли скоро из нее выйдут. Они могут нравиться и, напротив, раздражать, выворачивая наружу все особенности человеческой натуры во всей ее неприглядности. На то они и реалити-шоу. В любом случае, рейтинг подобных программ всегда будет достаточно высок, потому что мы любим подглядывать, даже если и не признаемся себе в этом.



РЕАЛИТИ-ШОУ-2005

«Дом-2» на ТНТ. 8 одиноких девушек и 7 парней должны к осени составить пару влюбленных и пожениться. Каждый месяц промежуточный приз лучшей паре – 1 млн. рублей. Главный приз – коттедж на Истре. (В проекте «Дом-1» коттедж победителям по их желанию был заменен на 8 млн. рублей). Победителей определяют зрители с помощью SMS-голосования.

«Большой брат» на ТНТ. Три месяца по 8 девушек и юношей будут жить в изолированном пространстве и выполнять различные задания «Большого брата». Кто выйдет из игры, решают телезрители с помощью SMS-голосования. Главный приз – 10 млн. рублей.

«Семь под солнцем-5» на «Муз-ТВ». Четыре девушки и три парня живут на одном из курортов Турции. Зрители с помощью телефонного голосования могут выражать свое отношение к участникам. Победитель получит приз – 10 тыс. долларов.

«Один дома, не считая компьютера» на CTC-Белгород. С 13 мая 2005 года один участник в течение двух недель должен прожить в практически пустой квартире с компьютером. Организаторы и зрители, которые могут общаться с участником прямого эфира на одной из радиостанций Белгорода, будут выдумывать ему задания. Приза не предполагается.

«Достань «Луну» в Москве» стартует на ТВ в Челябинске. В игре участвуют команды КВН Южного Урала. Победители поедут в Москву на федеральный конкурс КВН.

В начале осени на телеканале ТНТ стартует первое в России бизнес-реалити-шоу «Кандидат». Ведущим станет известный столичный ресторатор и бизнесмен Аркадий Новиков. Победитель получит годовой контракт на сумму 1,5 млн. рублей. Готовится к запуску «Голод-2». В кастинге приняли участие 40 тыс. человек, из которых отобраны 10. Приз победителю – 2000 долларов ежемесячно до конца жизни.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 мая 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: