Главная / Газета 6 Апреля 2005 г. 00:00 / Культура

Нагота спасает мир

Художник Спенсер Туник хочет показать Москве свои «обнаженные пейзажи»

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Вчера в галерее «RuArts» открылась выставка «Обнаженный мир» одного из самых скандальных художников Спенсера Туника. Художник прославился тем, что устраивал сеансы массового раздевания в разных городах по всему миру. Теперь он ждет предложения устроить то же самое в Москве.

В перформансах Туника принимают участие сотни добровольцев.
В перформансах Туника принимают участие сотни добровольцев.
shadow
Художники уже не раз использовали голое тело в качестве провокации. Ведь всякий раз появление совершенно раздетого живого человека в городе (не в бане и не на нудистском пляже) вызывает немалый шок. В любой столице подобных эксгибиционистов принято забирать в полицию. Как ни крути, но пока голое тело, выставленное напоказ посреди улицы, везде (даже в жаркой Африке) воспринимается как срамной и аморальный жест. Но мастерам перформанса только этого и надо: чтобы вас заметили, надо снять одежду. И именно голое тело художника (будь то тело Олега Кулика или его зарубежных соратников) служило идеальной иллюстрацией бунтарских идей.

Между тем Спенсер Туник, прославившийся как раз тем, что с 1999 года выкладывал на улицах и площадях разных городов ковры из тысяч (!) обнаженных тел, с трудом вписывается в этот ряд. Во-первых, он никакой не скандалист, хотя умелый шоумен и манипулятор. Во-вторых, количество голых фигур на его фотографиях превышает все мыслимые размеры, поэтому эротикой это назвать сложно – тела превращаются в какую-то обезличенную биомассу.

shadow Собственно, документальные свидетельства этих необычных творений и можно наблюдать теперь в Москве. О том, как создает свои шедевры Туник, можно узнать в отдельном зале: здесь демонстрируется видеозапись перформанса, происходившего в городе Сантьяго (Чили). Добровольцы, услыхавшие об акции из Интернета, занимали очередь чуть ли не с ночи. Полиция едва сдерживала огромную толпу. Тысячи раздевшихся людей испытывали настоящую эйфорию от своей собственной наготы и наготы соседей по шоу. На видео видно, как они прыгают, катаются по земле, забираются на деревья. При этом, заметим, на чилийском дворе стояла тогда зима и был мороз. Потом по команде художника вся эта масса укладывается на тротуар и застывает на несколько минут. В итоге на фото получается своеобразная городская скульптура. Как свидетельствуют документы, рекорд был поставлен в Барселоне – там в акции массового раздевания приняли участие 7000 человек.

Разных же интерпретаций акций Спенсера Туника набралось еще больше, чем его снимков. Считается, что художник подобным образом раскрепощает городского жителя, зажатого цивилизацией, напоминает о хрупкости мира, представляет красоту естественного человека. Но сам художник, судя по всему, еще не решил, какой из лозунгов выбрать. Так или иначе, сегодня Спенсер Туник – это в большей степени художественный Диснейленд, чем серьезное искусство. Все-таки иногда количество не переходит в качество.


Спенсер Туник

«Голое тело для меня – искусство»

– На этот раз вы привезли в Москву лишь свои фотографии. Не собираетесь ли устроить здесь действо, подобное тем, что запечатлены на снимках?

– Если мне поступит предложение сделать перформанс в Москве, я его сделаю.

– А разве сами не хотели бы устроить такое раздевание в российской столице?

– У меня нет цели «отмечаться» в разных столицах. Я себя никому не предлагаю. Я – художник, а не политик, и делаю перформансы только для тех кураторов или музеев, которые меня приглашают.

– Если бы в Москве такая акция состоялась, где бы вы ее провели?

– Сложно сказать. Меня обычно приглашают либо музеи, либо институты современного искусства. Они и выбирают место. Это не обязательно (даже совсем не обязательно) достопримечательности. Хочу еще раз повторить: то, чем я занимаюсь – не шоу, а часть галерейной культуры.

– Могли бы вы определить в двух словах смысл ваших перформансов?

– Нет, не могу и не хочу его объяснять. Мне как раз нравится, что разные люди воспринимают их по-разному, для одних – это массовое хулиганство, для других – возвышенный акт. Для меня это искусство, а интерпретации – дело критиков.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 апреля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: