Главная / Газета 31 Марта 2005 г. 00:00 / Культура

Индейцы с берегов Волги

В Третьяковской галерее открылась выставка к 1000-летию Казани

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Третьяковская галерея в своем главном здании выставила картины из собрания музея Республики Татарстан. Кроме обычных для любого провинциального музея набора – картины XVIII века и пара авангардных полотен – здесь имеется эксклюзив. Целый зал посвящен живописцу Николаю Фешину, который в прошлом веке прославился в Америке как певец Дикого Запада.

Перед тем как стать классиком Дикого Запада, Николай Фешин учился у Репина писать русских женщин.
Перед тем как стать классиком Дикого Запада, Николай Фешин учился у Репина писать русских женщин.
shadow
В духе новомодных телесериалов Третьяковка задумала свой долгоиграющий проект и даже умудрилась получить за него Государственную премию: разные провинциальные (или, как их теперь еще называют, губернские) музеи по очереди показывают в Москве свои шедевры. Программа называется «Золотая карта России» и призвана дать понятие столичным гурманам, какие сокровища хранятся на Алтае, в Иванове или другой российской глубинке. Татарский музей изобразительных искусств третьяковской «Карте» пришелся буквально в масть со своей ретроспективой. Причин показать достояние музея предостаточно. Во-первых, как раз эта выставка дает отмашку празднованию 1000-летия Казани, которое продлится вплоть до осени. Во-вторых, экспозиция Татарстана продолжает обзор коллекций волжских городов (после Казани на очереди Волгоград и Нижний Новгород).

В принципе показ Татарского музея мало чем отличается от привычной схемы, уже обкатанной Третьяковкой на других выставках. Правда, разместились картины не в Инженерном корпусе, который сейчас целиком занят Шагалом, а в основном здании, там, где раньше висела русская графика. Есть риск, что зрители, пробегающие по залам в поисках Врубеля или Малявина, могут просто не понять, что перед ними раритеты из Татарстана. Национального колорита здесь мало: сначала идет взвод портретов под Левицкого и Боровиковского, которые встречаются в любом российском музее. Затем авангардный раздел, где самого пристального внимания заслуживает шикарная композиция Натальи Гончаровой «Аэроплан над поездом» (совмещение крыльев и шпал дорогого стоит). Наконец, в предпоследнем зале выставлена гордость Татарстана – коллекция картин Николая Фешина. Этот живописец учился в мастерской Репина (Илья Ефимович открыто называл его гением). После Гражданской войны в 1923 году эмигрировал в Америку. Там он создал целую портретную школу, построил дом в русском стиле и, переехав на американский Запад, писал индейцев с таким чувством экспрессии, что им прониклись даже самые отъявленные янки и признали художника своим национальным достоянием. Последняя выставка Фешина в Казани прошла в 1976 году (тогда прах художника был перевезен в его родной город). Как раз ради ранних портретов Фешина и стоит пойти на выставку в Третьяковку обязательно – тогда станет понятно отличие настоящей русской портретной школы от сусальной мазни, что мы имеем в лице именитых московских живописцев.


Опубликовано в номере «НИ» от 31 марта 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: