Главная / Газета 2 Марта 2005 г. 00:00 / Культура

«Драматическая» рокировка

Самые именитые театры двух столиц – БДТ и МХТ – обменялись сценами

ОЛЬГА СЕРЕГИНА

Большой Драматический театр им. Г.А.Товстоногова на днях начал большие гастроли в Москве, а МХТ им. Чехова отбыл в Санкт-Петербург. В то время как москвичи смотрят спектакль «Копенгаген» с Олегом Басилашвили в главной роли, питерцам предстоит оценить мхатовскую версию пьесы Майкла Фрейна с Олегом Табаковым.

Олег Басилашвили в спектакле БДТ им. Товстоногова «Костюмер».
Олег Басилашвили в спектакле БДТ им. Товстоногова «Костюмер».
shadow
Практика театрального сотрудничества-соперничества между двумя российскими столицами началась со времен основания российского театра. Пьеса, принимаемая к постановке в питерской Александринке, немедленно ставилась и в московском Малом театре. Драматурги едва успевали переезжать с премьеры на премьеру. Что же до оперы и балета, то в двух императорских театрах (Большом и Мариинке) репертуар был почти одинаков. Московский Художественный театр считал питерские гастроли своим святым долгом. В годы советской власти родилось канцелярское словосочетание «отчетные гастроли», означающее приезд театра в столицу с более-менее репрезентативной выборкой репертуарных названий. В эпоху перестройки подобные «большие гастроли» свелись практически к нулю. Поэтому, когда в середине 90-х Мариинка и Большой после десятилетия жесткой конкурентной борьбы протянули друг другу руки и организовали дорогостоящие обменные гастроли, казалось, железный занавес меж двух столиц рухнул. Рукопожатие главы ГАБТа Владимира Васильева и главы Мариинки Валерия Гергиева транслировали все каналы, как в свое время рукопожатие Рейгана и Горбачева. Если большие оперно-балетные гастроли уже давно вошли в моду, большие обменные гастроли драмтеатров только начинаются. К примеру, БДТ, чьи приезды в Москву всегда раньше вызывали повышенный зрительский ажиотаж и чьи спектакли проходили под звук копыт конной милиции, не приезжали в столицу с большими гастролями больше десяти лет.

В нынешней их гастрольной афише три спектакля Темура Чхеидзе, знаменитого грузинского режиссера, ставшего главным режиссером БДТ этим летом: «Копенгаген» по пьесе Майкла Фрейна, «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу и лермонтовский «Маскарад». Именно «Маскарад» и открыл гастроли. Лермонтовская мистическая драма была разыграна в бытовом ключе. Таинственный Арбенин в исполнении Андрея Толубеева был больше похож на обыкновенного немолодого мужа-ревнивца, чем на таинственного «выходца из ада». Как говорит сам Чхеидзе: «Я знаю, что спектакль кому-то нравится, кому-то совсем нет. Защищать спектакль не буду. Если по-настоящему никуда не торопиться и попытаться понять состояние этих людей, и особенно Арбенина, он не оставляет впечатления сырого».

В гастрольную афишу МХТ включено целых семнадцать наименований, среди которых и старейший спектакль репертуара – «Амадей», где уже 20 лет играет роль Сальери Олег Табаков. В афише и «Последняя жертва» с Табаковым и Зудиной, и «Вишневый сад» с Ренатой Литвиновой. Две постановки модных режиссеров Кирилла Серебренникова («Мещане») и Сергея Женовача («Белая гвардия»). А также самый дорогой спектакль Москвы – «Номер 13».

Обменные гастроли Мариинки и Большого театра стали прорывом в отношении двух столиц в середине 90-х годов. Можно надеяться, что рокировка сценами двух легендарных российских театров – МХТ и БДТ также войдет в традицию и еще более сблизит две столицы.


Опубликовано в номере «НИ» от 2 марта 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: