Главная / Газета 22 Февраля 2005 г. 00:00 / Культура

Константин Райкин

«Отрицательные персонажи стали частью моей биографии»

ОЛЬГА АНДРЕЙКИНА

В конце недели в Москве покажут необычный спектакль «Косметика врага», который принадлежит сразу двум театрам: «Сатирикону» и Театру имени Пушкина. В пьесе играют лишь два человека – художественные руководители этих театров: Константин Райкин и Роман Козак. О том, как появилась идея необычного театрального дуэта, «Новым Известиям» рассказали его главные действующие лица.

Роман Козак (слева) и Константин Райкин решили обойтись в новом спектакле без артистов своих театров.
Роман Козак (слева) и Константин Райкин решили обойтись в новом спектакле без артистов своих театров.
shadow
– Константин Аркадьевич, и как вам уживалось... в столь тесном тандеме?

– Мне приятно работать с Романом Ефимовичем. Нам, конечно, трудно друг с другом, потому что мы нервные люди, но в то же время здесь очень важно сохранять гармонию в отношениях на сцене. А потом нас связывают просто мистические вещи, целая цепь так называемых совпадений. Во-первых, мы оба по гороскопу «раки», и потом, если наши имена сократить, то получится К.Р. и Р.К., дальше вообще очень много странного. Внезапно мы обнаруживаем, что едем отдыхать в одно и то же место, как будто нас подталкивает судьба. У нас одинаковые ключи, одинаковые кошельки. Все это словно одобряет нашу встречу. Какая-то режиссура сверху все-таки существует, не все, правда замечают, но она есть. Думаю, то, что мы встретились в этом произведении, – правильное событие в нашей жизни.

– Наверное, любому художнику кажется, что его спектакль едва ли не идеален. Но ваш проект точно можно назвать уникальным…

– Естественно, хочется сделать как можно лучше, и эта литература действительно вдохновляет. С тех пор как я прочел «Косметику врага» Амели Нотомб, я прочел еще семь ее романов и являюсь большим поклонником ее творчества. Она просто наркотическая писательница – просто «подсаживаешься» на эту литературу. Но все-таки самое сильное ее произведение – «Косметика врага». Этот роман перевернул и потряс меня. Несмотря на то что это шокирующее произведение, где рассматриваются самые темные, черные стороны человеческой натуры, я редко читал еще где-либо столько о самом себе. И это при том, что каждый из нас, безусловно, старается быть хорошим.

– Вы и Роман Козак играете в этом спектакле сообщников или противников?

– Это специальный вопрос, отвечая на который, открываешь какие-то секреты спектакля. Этот спектакль полон тайн и загадок, раскрытие этих тайн во многом и составляет напряжение спектакля. То есть это детективная пьеса, детективный роман, можно сказать, детективный триллер. Это пьеса с пугающими и жестокими подробностями, страшными откровениями, причем это сделано так, что невозможно читать, но невозможно и не читать. Это ужастик, вместе с тем там много любви, много чувственности. Я не могу говорить об этом более конкретно, потому что весь кайф в том, чтобы это увидеть все из зала, начать эту историю разгадывать и понимать. Я бы предложил тем, кто роман уже читал, давать подписку о неразглашении тайны, а тех, кто не читал, – подписку, что не будут читать «Косметику» до спектакля. Кстати, нечто подобное было в программке спектакля по пьесе Агаты Кристи. Она просила зрителей не рассказывать никому о том, чем кончится спектакль.

– Судя по всему, у вашего героя, как и в других ваших спектаклях, снова нелегкий характер?

– Да, так случилось, что сильно отрицательные персонажи стали частью моей биографии. Я играл какого-то подлеца и мерзавца в «Современнике», потом сеньора Тодеро, которого хорошим человеком не назовешь – сволочь большая... Ричарда Третьего тоже играл. А вот этот персонаж – Текстор Тексель – в некотором смысле просто уникальный по «страшности» своих человеческих убеждений и позиций, уникальный. Думаю, трудно придумать что-то более омерзительное. Хроника убийств, преступлений, вообще большое количество крови в фильмах, например, всегда привлекают большое внимание. Я говорю это не для того чтобы вызвать «шкурный» интерес к этому спектаклю, а потому, что для меня это большая актерская проблема. Элементарно страшно повториться, с другой стороны, некоторым, может быть, и полезно играть отрицательные роли, но в большом количестве они могут начать приносить вред. Меня это уже беспокоит, честно говоря.



Справка «НИ»

Константин РАЙКИН родился в 1950 году в Ленинграде. В 1970 году закончил Театральное училище им. Б.В. Щукина. Работал в театре «Современник». В 1981 году перешел работать в Ленинградский театр миниатюр под руководством отца – Аркадия Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву, где 5 лет спустя был переименован в «Сатирикон». В 1988 году Константин Райкин возглавил театр. В кино он дебютировал в 1972-м в картине «Командир счастливой «Щуки». Широкую известность принесли роли в фильмах «Много шума из ничего» (1971), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1972) и «Труффальдино из Бергамо» (1976). Народный артист России.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 февраля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: