Главная / Газета 26 Января 2005 г. 00:00 / Культура

Анаконды у стен Кремля

В столице открылась выставка цифрового искусства

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Сегодня начала работать самая «продвинутая» выставка Московской биеннале современного искусства под названием Art-digital 2004. Благодаря новейшим цифровым технологиям посетители могут здесь «поплавать» с призрачным лебедем из балета Чайковского и лишь одним «кликом» компьютерной мышки разбить виртуальную скульптуру Давида работы Микеланджело.

«Нарколебедь» Юлии Штраус поедает экстази, передвигаясь на разных уровнях человеческого подсознания.
«Нарколебедь» Юлии Штраус поедает экстази, передвигаясь на разных уровнях человеческого подсознания.
shadow
Устроители Art-digital придумали девиз: «Я кликаю, значит, я существую», и разместили в темных залах галерейного центра десятки мониторов, мышек и клавиатур, с помощью которых приводятся в действие произведения новейших художников. Впрочем, достижениями техники воспользовались не все – пермский медиахудожник Сергей Тетерин заменил клавиатуру обыкновенной мясорубкой. Вращая ручку мясорубки, зритель приводит в движение кадры кино 20-х годов и чувствует себя как тот антикварный «киньщик», что крутил, пугал зрителей паровозами братьев Люмьер. Именно на подобных играх со зрителем и с современной поп-культурой построено большинство проектов российских и зарубежных участников. Один из самых остроумных принадлежит вездесущему дуэту «Синие носы» (Мизин и Шабуров), которые создали фильм ужасов «Анаконда в Москве». Фильм сделан очень просто: перед открыткой Кремля помещена вращающаяся... сосиска. Когда открытка и сосиска проецируются на экран, складывается ощущение, что у кремлевских стен ползает огромная змея.

Самыми запоминающимися экспонатами выставки оказываются те, что пародируют обычные компьютерные игрушки. Например, Юлия Штраус придумала Нарколебедя, который плавает по галлюциногенным волнам, поедает экстази и всякий раз переходит на новые уровни подсознания. Польский художник Янек Симон спроецировал на пол подобие восточного молитвенного ковра, вручил посетителям пульт и заставил «расстреливать» их традиционные узоры. Наконец, итальянская инсталляция Лоренцо Пиццанелли «Иконоборец» предлагает участникам игры поглумиться над всемирно известными произведениями искусства: переходя от уровня к уровню, вы боретесь с монструозной улыбкой Джоконды, разбиваете молотом агрессивного «Давида» и стреляете в ангелов византийской мозаики. При этом новый «иконоборец» действует не руками, а ногами, танцуя на особом интерактивном коврике – на пульте управления игрой.

Таким образом, выставка на целый месяц превратилась в альтернативу разным дум-станциям и компьютерным салонам. Художники, кстати сказать, очень скептически настроены по отношению к салонной компьютерной культуре – почти все произведения, по их мнению, стараются избавить фанатов «стрелялок» и «крушилок» от виртуальной зависимости.


Опубликовано в номере «НИ» от 26 января 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: