Главная / Газета 20 Января 2005 г. 00:00 / Культура

Владимир Федосеев

«Оперные театры ныне превращаются в фабрики»

ОЛЬГА РОМАНЦОВА

Владимир Федосеев входит в десятку лучших дирижеров мира. Нет ничего удивительного, что теперь он чаще выступает в концертных залах Вены, Лондона, Токио, чем в Москве. Сегодня вместе со своим Большим симфоническим оркестром им. Чайковского в Московском международном доме музыки он откроет фестиваль «Иоганнес Брамс», посвященный великому немецкому композитору. С Федосеевым встретился корреспондент «НИ».

shadow
– Вы часто выступаете с зарубежными оркестрами, проводите много времени в Европе. Как вам живется на Западе?

– Все-таки мой дом здесь, в России. На Западе я не живу, а работаю. А когда заканчиваю работу – уезжаю домой.

– Но ведь у вас большие контракты с европейскими театрами и оркестрами. Неужели никак не включаетесь в западную жизнь?

– Нет. Я работаю абсолютно одинаково и здесь, и на Западе. То, что я требую там, я требую и здесь. Музыканты во всем мире понимают друг друга без слов. Хотя в западных оркестрах я не могу пересадить музыканта, даже если он занимает не то место, где должен сидеть. Он сидит, и все. В России я могу это сделать.

– Тогда наверняка социальные и политические проблемы сегодняшней России вас должны волновать не меньше других. Или музыканты по привычке стараются отгораживаться от мира и жить лишь своим творчеством?

– Я с болью переживаю все, что происходит дома. Это меня очень выбивает, но в то же время я сегодня понимаю, что ничего изменить не могу. Чтобы сделать этот мир лучше, могу только хорошо работать – как любой гражданин должен добросовестно делать свое дело.

– Социальные преобразования в стране наверняка коснулись и музыкантов. У Большого симфонического оркестра, который вы возглавляете, в последнее время стало больше экономических проблем или нет?

– Мы всегда работали бесплатно и стремились работать все лучше и лучше. Что делать, если страна у нас бедная и мало кто понимает значение духовной жизни. В прошлом году несколько театров и оркестров получили от государства гранты и были очень благодарны. Ведь, согласитесь, приятно осознавать, что и здесь мы кому-то нужны.

– С какими проблемами сталкиваются сейчас исполнители классической музыки?

– Многие оперные театры превращаются в своеобразные фабрики. Здесь выпускают одну постановку за другой, приглашают известных дирижеров, но у них практически нет времени на репетиции. И это происходит во многих театрах. Другая проблема оперных театров – взаимоотношения с оперной режиссурой. Многие дирижеры, уважающие свою работу, отказываются работать с режиссерами, потому что их постановки больше всего напоминают издевательство над оперным театром и замыслом композитора. Конечно, это не значит, что опера – это музей, где должны выпускать только скучные, традиционные постановки. Но нельзя доверять ее людям, которые не слышат и не чувствуют музыку. Иначе опера как жанр может через несколько лет просто исчезнуть. Это проблема, заслуживающая внимания мировой общественности. Я считаю, что нужно собрать на пресс-конференцию дирижеров, режиссеров и критиков со всего мира и обсудить эти вопросы.

Вторая проблема связана с исполнителями классической музыки, которые сейчас стали дирижировать. Да, действительно, многие дирижеры начинали как исполнители, Тосканини начинал как виолончелист и стал гениальным дирижером, но сейчас таких исполнителей-дирижеров стало слишком много. Почему-то считается, что достаточно встать перед оркестром и начать размахивать дирижерской палочкой. Но можно добиться каких-то результатов только там, где дирижер максимально завышает планку, и это совпадает с критериями музыкантов оркестра. И потом, нужно обязательно воспитывать вкус публики. Мне кажется, что фестиваль Иоганнеса Брамса поможет изменить эту ситуацию.

– Вы сами любите музыку Брамса?

– Конечно. Брамс – это огромная глыба музыки, наполненная глубокими и интересными размышлениями и драматическими конфликтами. Он настолько доверяет исполнителю, что дает ему свободу, возможность творить самому. Брамс не относится к композиторам, которые везде оставляли свои указания, но чтобы его исполнять, нужно обладать жизненным опытом, вкусом и чувством меры. И учитывать восприятие публики. Потому что она, как правило, слушает музыку не головой, а сердцем. Если все сделано правильно, зал затихает настолько, что думаешь: в нем что, нет публики? Ушла? Вот это самое большое счастье.

– Вы не сразу стали исполнять его произведения?

– Да, я довольно долго шел к Брамсу по жизни. Но это происходило со многими дирижерами. К примеру, Герберт фон Караян только в шестьдесят лет пришел к Третьей симфонии Брамса. До этого он не брался за его произведения, хотя был известным дирижером. Брамс – композитор, который не может раскрыться для молодого дирижера. Чтобы по-настоящему понять и почувствовать его музыку, а не просто продирижировать тем или иным сочинением, нужно набраться опыта, пройти определенный жизненный цикл. Поэтому можно сказать, что я пришел к Брамсу поздно. А к «Немецкому реквиему» пришел довольно странно. Вдруг получил приглашение из Италии подирижировать «Немецким реквиемом» в Ла Скала на вечере памяти Дорателли. Конечно, я рисковал. Но эта встреча как-то сблизила меня с музыкой Брамса. С тех пор я исполняю и записываю ее. Брамс меня очень вдохновляет. Сейчас я буду исполнять «Немецкий реквием» с хором Попова. Поначалу я сомневался: Брамс требует жизненного опыта, а в хоре молодые певцы. Но это замечательный хор, певцы чувствуют и передают красоту этой музыки и исполняют ее не хуже, чем взрослые певцы.

– Что вы собираетесь делать в ближайшее время? Будут ли у вас оперные постановки?

– Да. «Царская невеста» Римского-Корсакова в Цюрихе, потом «Катерина Измайлова» Шостаковича тоже в Цюрихе. Там же будет балет «Лебединое озеро» и балет по Пятой симфонии Малера – оркестр будет сидеть на сцене и участвовать в действии, а не просто аккомпанировать. Летом в Эдинбурге состоится фестиваль оркестра им. Чайковского. В программе шесть спектаклей «Лебединого озера» с Американским балетом и два симфонических концерта. В декабре оркестру исполнится 75 лет. Пятого декабря мы играем Гала-концерт Чайковского в Вене. Мы решили устроить в юбилейный год конкурс на лучшее литературное и музыкальное сочинение, посвященное музыке. Не нашему оркестру, а музыке. Лучшие музыкальные сочинения исполним на концерте и наградим лауреатов.



Справка «НИ»

Владимир ФЕДОСЕЕВ родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. В 1957 году окончил Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, в 1959-м стал художественным руководителем и главным дирижером оркестра русских народных инструментов Центрального ТВ и радиовещания. В 1972 году окончил аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Был художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского Центрального телевидения и радиовещания. В январе 1997 года Федосеев занял пост главного дирижера Венского симфонического оркестра. Сотрудничает с ведущими оркестрами Европы в качестве приглашенного дирижера. Ставит оперы в театрах Милана, Парижа, Цюриха, Вены, Болоньи, Флоренции. Народный артист России, лауреат Государственной премии им. Глинки, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», Серебряным крестом Австрийской Республики за вклад в культуру и также Золотой Звездой почетного гражданина Вены.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 января 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: