Главная / Москва / 18 Января 2005 г.

Дважды везучий

Сгоревший Манеж возродится торгово-выставочным комплексом

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Близятся сроки сдачи Манежа. Сейчас уже завершены все основные строительные работы: восстановлены крыша и стены здания. Открытие зала назначено на начало мая 2005 года. Но уже сейчас понятно, что в центре Москвы откроют что-то новое, лишь снаружи напоминающее памятник XIX века.

Внешне Манеж почти не изменится, зато внутри появятся подземный этаж, лифты и новая система кондиционирования.
Внешне Манеж почти не изменится, зато внутри появятся подземный этаж, лифты и новая система кондиционирования.
shadow
В плане архитектуры прошедший 2004 год оказался годом сплошных потерь и сносов знаковых, исторических памятников. Окончательно исчез с лица Москвы «Интурист» (образец архитектуры 70-х), по соседству снесена гостиница «Москва» (сталинский шедевр), осенью принято решение о сносе «России» (хрущевская новостройка). Череда этих актов разрушения начинается с пожара Манежа. Тогда мэр Лужков пообещал, что, во-первых, восстановит Манеж в том виде, в котором он был до пожара, во-вторых, что профиль учреждения не поменяется (здесь по-прежнему будут проходить выставки), в-третьих, что реставрация (именно так предпочитают называть строительные работы в мэрии) пройдет в сжатые сроки.

Последнее посещение Лужковым Манежа состоялось перед новогодними праздниками. Тогда исполнитель работ «Москапстрой» отчитывался о главном этапе реконструкции: были восстановлены знаменитые деревянные перекрытия под крышей Августина де Бетанкура, считавшиеся в 1817 году чудом инженерной мысли. Правда, вместо натурального дерева теперь использованы деревоклееные балки, вместо исторических крепежей – новые конструкции. Как рассказал «Новым Известиям» сотрудник пресс-центра Комплекса архитектуры при мэрии Алексей Введенский, нынешний вид Манежа – «совершенно потрясающее зрелище»: «После того как восстановили фермы Бетанкура с учетом всех параметров прочности, отпала необходимость в тех балках-колоннах, что поддерживали их в старом Манеже. Теперь весь манежный зал – огромное пустое пространство с новейшим половым покрытием, с чистыми стенами. Если раньше здесь было ощущение обшарпанности и затхлости, то теперь установлена мощная вентиляционная система, и все интерьеры (включая лифты и эскалаторы, которые сдадут в начале февраля) созданы по последнему слову архитектуры».

Именно этой «новодельности» и излишней модернизации больше всего опасались защитники старины. Директор Института искусствознания Алексей Комеч, комментируя «Новым Известиям» проект восстановления Манежа, подчеркивал, что лучшее в данной ситуации – восстановить прежний объем здания, не пытаясь прыгнуть выше архитекторов XIX века. Дело в том, что еще до пожара Манежа широко обсуждался мэрский проект его модернизации. Согласно проекту под Манежем предполагалось создать огромный двухуровневый подземный гараж и принципиально перепланировать все внутреннее пространство Центрального зала.

После пожара Лужков открыто заявил: «Никаких гаражей мы делать не будем!» Однако строительные работы внесли принципиальные «коррективы». Строители сразу начали углублять фундамент здания для укрепления стен. На месте котлована работали даже археологи под руководством академика Векслера, нашедшие массу ценностей, показанных на выставке в Белой палате. В итоге строители углубились еще на один этаж под землю. Общая площадь Манежа (почти 21 тысяча квадратных метров) теперь будет поделена между надземной частью – 10 600 метров и подземной – 10 270. Известно, что в подземной части будут находиться гардероб, еще один зал с галереями, санузлы и подсобные помещения. В пресс-центре мэрии восстановление Манежа сравнивают с реставрацией Лувра: как известно, во время этой реставрации перед самым входом в Лувр была установлена стеклянная модернистская пирамида американо-китайского архитектора Иео Минг Пея.

Если говорить коротко, есть все основания полагать, что под видом реставрации прежнего Манежа мэрия вернулась к старому проекту его реконструкции. Теперь это будет совершенно новое здание, одним из эксплуататоров которого предполагается сделать ОАО «Гостиный Двор». То есть здание, в большей степени предназначенное под коммерческие, а не под арт-выставки. Ведь ясно, что художники не смогут ни заполнить, ни окупить такие громадные площади в центре.

Кстати сказать, при своем последнем субботнем осмотре объекта Юрий Лужков очень остроумно объяснил необходимость «углубления» Манежа под землю. По его словам, это было вызвано плохим состоянием фундамента. «Манежу, – сказал градоначальник, – повезло, что он сгорел. Иначе через какое-то время он бы развалился». Заместитель руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Александр Левченко тогда же добавил: «Манежу повезло дважды. В том, что он сгорел, и в том, что мэром Москвы сегодня является Лужков». Почти по классике: еще грибоедовский Скалозуб про Москву после пожара 1812 года замечал: «Пожар способствовал ей много к украшенью».




Открылась выставка предметов, найденных под Манежем

Опубликовано в номере «НИ» от 18 января 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: