Главная / Газета 9 Декабря 2004 г. 00:00 / Культура

По ленинским местам

Первая Московская биеннале современного искусства пройдет в музее вождя

АЛЛА АРХАНГЕЛЬСКАЯ

В Музее Ленина вчера прошла конференция, посвященная событию, о необходимости которого так долго все говорили. 28 января в Москве стартует 1-я Московская биеннале современного искусства. Музей Ленина обещает стать главной экспозиционной площадкой (ранее эту роль отводили ЦДХ) и идеологическим штабом революционного арт-события.

Законодатель арт-моды Билл Виола привезет в Москву свою видеоинсталляцию «Приветствие».
Законодатель арт-моды Билл Виола привезет в Москву свою видеоинсталляцию «Приветствие».
shadow
«Это мифическое место, – заметил председательствующий Михаил Швыдкой, – оно полностью созвучно современному искусству». К тому же сам Владимир Ильич, по словам Швыдкого, был в свое время хорошим современным художником: творил искусство из всего, что было под руками, например, из людей. У здания довольно странная судьба. Когда-то оно действительно было музеем, где показывались культовые вещи: от траурных знамен, возложенных к гробу Ленина в 1924 году, до предметов личного пользования вождя. Однако в 1993 году залы опустели, крыльцо стало трибуной митингующих коммунистов, а в будние дни здесь полюбили делать свой маленький бизнес пенсионеры – продавцы радикальных изданий типа газеты «Завтра».

А недавно сюда вышли разгневанные работники соседа и нынешнего фактического владельца Музея Ленина – Исторического музея. Они провели пикет против Росимущества, которое, невзирая на приказы Правительства РФ и Московского правительства, не отдает музей в федеральную собственность ГИМу. «Пикет же, – как убедился из собственного опыта Швыдкой, – к добру никогда не приводит».

Вот в этих неспокойных, но тем не менее торжественных стенах и открывается биеннале – самое значительное событие в жизни не только московского, но и вообще всего мирового художественного сообщества. Интригу усугубляет тот факт, что именно здесь планируют выставить российских художников, чьи художественные проекты нельзя назвать в полном смысле слова музейными и уравновешенными. Это, к примеру, Вячеслав Мизин и Александр Шабуров (группа «Синие носы») – хулиганы и провокаторы, которые на Арт-Клязьме пускают фейерверк из штанов, а в обычные дни фотографируются голыми на фоне Кремля.

Другая важная площадка биеннале также связана с именем вождя. Это станция метро «Воробьевы горы» (бывшие «Ленинские горы»). Как пошутил куратор Иосиф Бакштейн, биеннале грозится стать экскурсией «по ленинским местам». Например, еще один специальный проект – инсталляция Анатолия Осмоловского – пройдет в подземном переходе станции метро «Пролетарская». А от «Воробьевых гор» в день открытия будет ходить специальный поезд, перевозящий пассажиров в центр, на площадь Революции, с заездом в Музей архитектуры им. А.В. Щусева, где готовит специальный зимний проект известный французский художник Кристиан Болтански. Московская биеннале, в отличие от венецианской, придется на лютые морозы. И это также симптоматично: снег и холод, наравне с Владимиром Ильичем, – это сложившиеся и понятные всему миру российские бренды.


Опубликовано в номере «НИ» от 9 декабря 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: