Главная / Газета 9 Декабря 2004 г. 00:00 / Культура

Шик и шок в Индии

Международный кинофестиваль IFFI-2004 бросил вызов Венеции и Каннам

ИРИНА МИХАЙЛОВА, Индия

Сегодня в Гоа завершается 35-й Индийский международный кинофестиваль (IFFI). В этом году он родился заново – обрел грандиозный размах, затмив своей роскошью крупнейшие кинофорумы Европы. Россияне привезли на берега Индийского океана Звягинцева и Шахназарова, американцы там же заявили, что скупят Болливуд на корню, инвестируя в индийское кинопроизводство 1 миллиард долларов.

Одним из открытий IFFI стала лента «Наша страна», где молодые индусы возвращаются домой из Америки строить новую жизнь.
Одним из открытий IFFI стала лента «Наша страна», где молодые индусы возвращаются домой из Америки строить новую жизнь.
shadow
Фестиваль IFFI (Международный фестиваль фильмов Индии) на этот раз проходил помпезно, в духе современных Махараджей и не ограничился лишь индийским кино. К 29 ноября (дню официального открытия кинофорума) на всех пляжах Гоа было установлено 400 киноэкранов для публичного просмотра. Главный гигантский плазменный экран открыли на пляже Мирабар в столице штата Гоа Панджи, чтобы ежедневно 5000 человек, сидя на песке, могли следить за событиями кинофорума и смотреть новые фильмы Европы, Азии и Америки.

«Мы не хотим никаких параллелей с Каннами, – заявил, открывая фестиваль, премьер министр Гоа Манохар Паррикар. – Но мы хотим повторить успех Канн. Дайте нам 5 лет, и у IFFI на Гоа будет официальное мировое признание. Мы не боимся стать мировым центром кино». Потратив 500 тысяч долларов, за 180 дней специально для фестиваля на Гоа специально построили фестивальный мультиплекс, и еще 140 тыс. долларов было потрачено на благоустройство гостиниц для приема 200 иностранных гостей.

Впервые IFFI был проведен в 1952 году в Нью-Дели, где и прижился. На этот раз правительство страны приняло решение перенести кинофорум на популярный у европейцев курорт Гоа, чтобы сделать его событием не просто национального, но мирового значения. Ноябрь 2004 года – особое время для Гоа – месяц паломничества католиков со всего мира. Здесь выставили на обозрение стеклянный гроб с останками почитаемого святого Франсуа Завье. Спустя год после кончины подвижника, 2 декабря 1553 года, его тело перевезли на Гоа и увидели, что оно осталось нетленным. Церковь не решилась сразу признать «чудо» и приказала провести медицинский анализ с целью установить, что тело не было бальзамировано. После того как было доказано, что внутренние органы его были целы без следов консервантов, его в 1602 году официально канонизировали. Иезуиты поместили останки в стеклянный гроб, который с XIX века каждые 10 лет выставляют на публичное обозрение. Впрочем, Гоа популярно не только поэтому. В Европе и Америке сейчас начался настоящий ажиотаж вокруг всего восточного. Бомбейская киноиндустрия моментально среагировала на новое веяние и запустила новое направление в кино, названное «Шик и шок».

Впрочем, на IFFI-2004 были представлены не только фильмы данного жанра. 55 стран привезли сюда 170 фильмов для просмотра в 7 специальных программах – Конкурс фильмов Азии; Мировое кино; Индийские и иностранные киноретроспективы; Дань уважения и почести; Индийская панорама и Коммерческое индийское кино (в жанре «Шик и шок»).

Азию представляли картины Бангладеш, Китая, Ирана, Малайзии, Таиланда, Шри-Ланки. Мировое кино – Аргентина, Бразилия, Канада, Франция, Германия, Дания, США, Испания, Италия. Россия смогла поучаствовать в двух программах одновременно. Фильм 2003 года «Старая женщина» режиссера Геннадия Сидорова и лента 2004 года «Всадник по имени Смерть» Карена Шахназарова входили в категорию «Азиатское кино». На конкурсном показе в группе «Мировое кино» Россию представил фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». Индийская пресса высоко оценила фильм, отметив его психологизм. Местные критики уловили патриархальный уклад жизни в деревне и загадочный характер героя Константина Лавроненко. В кулуарах говорили: российское кино возвращается на прежние высоты.

Было организовано несколько ретроспектив. На ретроспективе Витторио Гассмана были продемонстрированы фильмы «Горький рис», «Запах женщины», «Пустыня Тартари», «Семья». Показом двух великих кинолент «Лоуренс Аравийский» с Питером О’Тулом и Омаром Шарифом и «Мост через реку Квай» была отдана дань уважения мастерству Дэвида Лина.

Португалия, Австралия и Тайвань провели недели национального кино. Канада широко представила мультипликацию. Фестиваль украшали мировые знаменитости: обладатель Оскара Роберт Билхеймер, Флориан Галлинбергер, Хуан Жерар, Даррелл Джеймс Рудт, Дениш Бойвин, Карен Шахназаров. Все ждали приезда Кристины Агилеры, но она до Гоа не доехала – следила за происходящим из столицы Болливуда Мумбаи. Разумеется, героями фестиваля были индусы. На Гоа специально прибыли Болливудские звезды Амитаб Баччан, Ша Ру Хан, Зинат Аман, Шармила Тагор и легендарный Дилип Кумар. Главным хитом индийской программы стал фильм

на хинди «Душка-гангстер с дипломом доктора». Премьера обернулась четырехчасовым сеансом хохота (хотя фильм шел без английских субтитров). Действие фильма происходит в Мумбае, в единственной на всем земном шаре мужской прачечной Махалаксми Доби Гат. Ежедневно с 4 часов утра 10 000 тыс. мужчин под открытым небом стирают вручную тысячи килограммов городского белья в 760 древних глиняных ваннах. Зрелище экзотическое. На экране все это делается с таким юмором, в таких феерических красках, с такой музыкальностью и виртуозной хореографией, что ты чувствуешь себя настоящим соучастником этого действа. Как сказали кинопрокатчики Франции и Италии, их зрители сейчас уже готовы для поглощения «нового индийского кино». На пресс- конференции министр информации Жаипал Редди объявил, что американские компании готовы вкладывать деньги в индийское кино, в частности американская компания INC Los Angeles решила вложить 1 млрд. долларов в производство индийских фильмов. Популярность последних стремительно растет, и правительство Индии надеется еще более повысить доходность от экспорта Болливудских фильмов, которая сейчас уже доходит до 160 млн. долларов.

Сегодня в фестивальном мультиплексе Панджи будут вручены награды: «Золотой павлин» (10 тыс. долларов) за лучший фильм, «Серебряный павлин» (5 тыс. долларов) – награда самому перспективному режиссеру Азии. И специальная премия жюри в 5 тыс. долларов режиссеру за личный вклад в искусство кино.


Опубликовано в номере «НИ» от 9 декабря 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: