Главная / Газета 11 Октября 2004 г. 00:00 / Культура

Игра на понижение

Театр им. А.С. Пушкина представил самую слабую премьеру сезона

ОЛЬГА ЕГОШИНА

После того как Роман Козак поставил «Поздравляю с будним днем!» современного эстонского драматурга Яана Тятте в лучших традициях махровой антрепризы, стало понятно, что в нашем театре надо что-то менять. Премьера в Театре им. Пушкина заставляет грустить об отсутствии цензуры… вкуса.

Новый спектакль Романа Козака похож на банальный анекдот.
Новый спектакль Романа Козака похож на банальный анекдот.
shadow
Фабула премьеры более чем банальна: жена приезжает из командировки с любовником, тем временем подруга пытается кадрить ее мужа... На спектакле «Поздравляю с будним днем!» с полной отчетливостью понимаешь, что люди действительно-таки произошли от обезьян. Причем очень недавно. Иначе как бы подобные зрелища существовали? Есть, правда, версия болезнетворных бацилл, которые носятся в воздухе и заставляют людей совершать поступки необъяснимые. Как объяснить факт, что интеллектуал и умница Роман Козак выбирает и ставит аффектированно-фальшивую, плохо сделанную пьесу Яана Тятте с неправдоподобно глупым сюжетом, условной развязкой, кучей нелепых псевдоинтеллектуальных рассуждений о любви, браке, взаимоотношениях полов. О самом важном –тонкой, живой сфере человеческой жизни – говорится на уровне: «два мужа гораздо лучше, чем один. Все-таки конкуренция!». Режиссер, тяготеющий к «хорошо сделанному спектаклю», выпускает в свет нечто сляпанное настолько грубо, что рядом любой бурый антрепризный пень кажется просто белой невинной лилией. Профессиональные актеры играют в нестерпимой якобы условной манере, когда ни словечка без ужимки. А прекрасные молодые актрисы пушкинского театра Виктория Исакова и Александра Урсуляк блистают отсутствием нижнего белья и полупрозрачными туалетами.

Что же произошло в нашей театральной реальности, что спектакли подобные «Поздравляю с будним днем!» благополучно появляются на свет божий перед зрительным залом не где-нибудь, а в государственном театре? «Прогнило что-то в датском королевстве»… И всюду следы порчи и разрухи. Спектакль в пушкинском – симптом запущенной болезни, которая с каждым сезоном набирает обороты. Падение уровня спектаклей идет по нарастающей. Игра на понижение вкуса в самом разгаре.

Хуже всего, что подобные зрелища прямо льют воду на мельничные колеса людей, требующих возвращения к цензуре: в советские времена такого безобразия не было! И, правда, не было. Цензура отравляла жизнь художникам, калечила грандиозные произведения… Длинен скорбный мартиролог ее жертв. Но сколько дряни и ерунды оседало в ячейках цензурного сита! Сейчас госприемку в театрах заменил худсовет, состоящий из «своих», людей, которые прекрасно знают, как дорого стоил тот или иной спектакль театру… Знают, каково этот спектакль запретить и потерять все вложенные в него средства. Знают, что эфемерная «художественная совесть» потребует в жертву нечто осязаемое – прибыль, реальные деньги. И, закрывая глаза, в надежде вернуть хоть что-нибудь дают «добро» на премьеру.

Сегодняшние театры похожи на торговцев, которые, гонясь за ближайшей выручкой, упускают перспективу. Копеечный выигрыш сегодня оборачивается тысячными потерями в будущем. Никто ведь не считает, сколько зрителей, попав на «Поздравляю…» или на любое подобное зрелище, больше никогда не вернутся в театр. Раз подсунули некачественный товар, второй раз, третий... А потом театр, как институт, теряет кредит доверия. Зритель «голосует ногами» и перестает ходить, предпочитая видеофильмы или концерты классической музыки. Театр теряет того лучшего, интеллигентного адресата, на которого он долгие годы работал. Меняется состав зрительного зала. А потом сами режиссеры в ужасе жалуются на публику, которая не читала ни Шекспира, ни Чехова, ни Толстого; на публику, которая требует «погорячее», позабористее. Реагирует только на отсутствие белья и шутки «на» или «за» гранью фола.

Не знаю, может ли музыка устать от музыки или мрамор возненавидеть мрамор. Но театр – искусство, которое вполне способно напророчить собственную смерть, уложить себя в могилу и сказать приличествующую случаю надгробную речь на своих похоронах.


Опубликовано в номере «НИ» от 11 октября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: