Главная / Газета 4 Октября 2004 г. 00:00 / Культура

Влипнуть в искусство

Питерских «митьков» возрождают на отдельно взятой кухне в Москве

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров провозгласили новое направление Тяп-ляп-Арт (по аналогии с Апт-артом или Хай-тек-артом). Суть его очень простая: скрестить на отдельно взятой кухне (то есть без особого вложения средств) русские народные штампы с шутками «ОСП-студии». Потом уже найти галерею, которая бы выставила это живое творчество масс.

Привидения из ванной пены Вячеслава Мизина и Александра Шабурова.
Привидения из ванной пены Вячеслава Мизина и Александра Шабурова.
shadow
Сравнение Мизина и Шабурова с «митьками» постоянно вертится в умах и на языках критиков. Они, как и «митьки», играют на фольклорных аналогиях, на переводе больших идей по понятиям «нормального человека». Наконец, сильно неравнодушны к русской застольной культуре.

Между тем если питерские «митьки» в своем алкогольном драйве курсировали к философской отстраненности – почти к буддийской нирване, –их московские наследники невероятно активны, политически подкованы и совсем небескорыстны. Мизин и Шабуров – это пена столичной богемы, юродивые для глянцевых журналов. Они хитро играют в комиксы про большую политику (изображали, например, порносцену с участием Бен Ладена и Буша), на национальных стереотипах (купались в проруби, выдолбленной в форме водочной бутылки, для рекламы все той же водки), с деньгами спонсоров (Мизин, как сам заявляет, лечил зубы за счет Фонда Сороса, выдав это лечение за художественную акцию).

Старый лозунг о том, что вся жизнь художника – вплоть до физиологических отправлений – должна быть обращена на пользу искусства, арт-дуэт перевернул на свой лад. Эта художническая жизнь должна быть обращена на пользу художника. Коли всякий жест творца – ценность (как учит актуальное искусство), чем больше таких жестов, тем лучше творцу. Зритель тоже не внакладе: он получает положительный заряд идиотизма. Почему бы не сделать ценностью ошметки колбасы, разбросанные на тарелке, напоминающие композиции Малевича? Или пену в ванне, которая при определенном ракурсе будет смахивать на привидение?

Главный прием Мизина и Шабурова – визуальный прикол. Из арбуза делаются две солдатские каски, нимб из дыни, из колбасы – бюст «Русской красавицы». Получается эдакая клоунада обыденных вещей: когда вещи хотят быть больше, чем они есть. И изображают «нечто серьезное и духовное типа «зеркала души» или «восхода солнца». Художники заявляют, что их «тяп-ляп-арт» глубоко народен и стимулирует «пионеров и пенсионеров» к занятиям актуальным искусством. В принципе так оно и есть: у любого рекламщика наберется сотня таких креативных и сумасшедших приколов. Так что дополнением к этой образовательной программе («Как создать произведение искусства на отдельно взятой кухне») нужно бы сделать еще одну экспозицию: как «впарить» свое искусство актуальной галерее? И что делать, когда число конкурентов (от кухарок до политэлиты) возрастет до ненормальных размеров? Говорят, ироничный идиотизм в интеллигентской среде сильно заразен.


Опубликовано в номере «НИ» от 4 октября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: