Главная / Газета 24 Сентября 2004 г. 00:00 / Культура

Полный «Аншлаг»

На российском телевидении грядет передел рынка плоских шуток и записных юмористов

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

Министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов заявил недавно о том, что, возможно, будет снята с эфира юмористическая передача «Аншлаг», которая выходит не телеканале «Россия». Министр предложил заменить ее передачами про детей и культуру. Одни усмотрели в этом заявлении искреннее желание избавить страну от сомнительных шуток и смеха «на уровне щекотки». Другие заговорили о возможном переделе емкого и чрезвычайно прибыльного рынка сатирических услуг.

Бессменный лидер «Аншлага» Регина Дубовицкая уверена только в одном: до конца года передаче быть.
Бессменный лидер «Аншлага» Регина Дубовицкая уверена только в одном: до конца года передаче быть.
shadow
Министр Соколов уже не в первый раз пытается окультурить российское телевидение. Буквально в день своего назначения, будучи председателем жюри музыкального конкурса в Японии, Соколов пообещал, что показ фильмов на ТВ не будет больше прерываться рекламой. Теперь он заявил, что заменит юмористическую программу «Аншлаг», выходящую на телеканале «Россия», циклом передач «Беседы о русской культуре» и другими культурными и детскими программами. Вопрос об изъятии передачи из сетки телеканала «Россия», по словам министра, уже решен.

Регина Дубовицкая не желает общаться с журналистами. В редакции «Аншлага», судя по всему, царят смятение и нервозность. На просьбы прокомментировать хоть как-то ситуацию там реагируют с плохо скрываемым раздражением: «Программа будет выходить, договор с каналом заключен на год, а все остальные вопросы – к «России». Попытка поговорить с аншлаговским редактором Лолой Хамрановой закончилась тем, что она отключила мобильный телефон, когда корреспондент «НИ» произнес слово «министр». В пресс-службе канала «Россия» подтвердили, что «Аншлаг» до конца года останется в сетке вещания, о дальнейшем «говорить пока рано, а заявления министра должно комментировать министерство». Круг замкнулся.

shadow Так что же будет с программой, которая нравится одной части населения (судя по рейтингам) и очень раздражает другую (уровень шуток не злить мыслящего человека не может)? С «Аншлагом» все не так просто, как кажется на первый взгляд. Программу могут потеснить не только из эстетических соображений. За 15 лет существования она превратилась в своеобразную фабрику звезд, но не певцов, а артистов разговорного жанра. Ее выпускники не просто потеснили в прайм-тайм сатириков ранга Жванецкого, Задорного и Шендеровича. Сегодняшний «Аншлаг» Регины Дубовицкой стал частью российского шоу-бизнеса. Это трамплин, благодаря которому артист может сделать нешуточную карьеру, войти в «обойму» не только юмористическую, но и, как показали выборы алтайского губернатора, и в политическую.

О культурном уровне этой передачи спорят давно. К примеру, художественный руководитель Театра Эстрады Геннадий Хазанов недавно рассказал историю «загубленной артистки», которая подавала надежды в его театре, а уйдя в «Аншлаг», оглупела и стала шутить «ниже пояса». Ну как можно не поглупеть, если среди хитов аншлаговских шуток есть, например, такая: «Университет на Воробьевых горах будет переименован в ГУМ имени Ломоносова» Оглушительный смех в зале.

shadow Некоторые эксперты говорят, правда, о том, что за заявлением министра культуры стоит простое желание порулить весьма прибыльным рынком сатирических услуг. А делить здесь есть что. Система шоу-бизнеса в разговорном жанре сегодня еще более жесткая, чем на музыкальном медиарынке. Уровень доходов ведущих артистов-разговорников, таких, как Максим Галкин, уже перевалил за 10 тысяч долларов с одного выступления и практически сравнялся с уровнем дохода известных поп-рок-звезд. Что же до рейтингов юмористических передач, то они неизменно высоки – недаром ведь одни каналы их ставили в противовес информационно-аналитическим программам каналов-конкурентов.

Конкуренция между юмористическими программами также велика. Не так давно «вторая кнопка» переманила Евгения Петросяна, ведущего двух популярнейших программ «Смехопанорама» и «Кривое зеркало». Евгений Ваганович, впрочем, утверждает, что ушел не по материальным причинам, а по моральным. Кстати, конкуренция с Первым каналом – еще одна причина, по которой «Россия» насмерть стоит за свой «Аншлаг». Юмористический сегмент шоу-бизнеса сегодня тесно связан с телевидением. Юмористу, выступающему в передаче одного канала, скорее всего, будет отказано в выступлении на концерте, который транслируется другим каналом. Когда проводятся переговоры о телетрансляции «сборного концерта» или фестиваля,
shadow тема «свой-чужой» является едва ли не главной. Точно так же на артистов «Фабрики звезд» наложено табу на «России», а на выпускников шоу «Народный артист» – на Первом. Телевизионная «ревность» достигла такого уровня, что в случае появления «своего» артиста в «чужом» эфире обидятся оба канала. Другое дело – перекупить сатирика полностью, как это сделали с Петросяном.

«Аншлаг», даже если его вынудят покинуть «Россию», безусловно, не умрет, а перейдет на другую «кнопку». Более того, за передачу с таким рейтингом начнется настоящая бойня. Судя по всему, ради рекламной прибыли мнение министра культуры могут и не учесть. Несмотря на все его заявления, «Россия» развивается в точном соответствии с законами страны и рынка: передача прибыльная, порнографии не содержит, к насилию не призывает, значит, должна стоять в сетке, как стоят в сетках не менее сомнительные «Фабрики звезд», всевозможные реалити- и ток-шоу с аплодисментами «по свистку». Как ни печально, «Аншлаг» с его глупыми шутками и рейтингом – своего рода зеркало российской телеаудитории, на которое, как известно, нечего пенять.



СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ ЮМОРИСТЫ ЗА ОДИН КОНЦЕРТ (ПО ДАННЫМ «НОВЫХ ИЗВЕСТИЙ», ОСНОВАННЫМ НА РАСЦЕНКАХ ВЕДУЩИХ КОНЦЕРТНЫХ АГЕНТСТВ)

Михаил ЗАДОРНОВ – 10 тыс.долл.
Максим ГАЛКИН – 10 тыс.долл.
Владимир ВИНОКУР – 6 тыс.долл.
Евгений ПЕТРОСЯН – 5 тыс.долл.
Елена СТЕПАНЕНКО – 5 тыс.долл.
Клара НОВИКОВА – 4 тыс.долл.
Ян АРЛАЗОРОВ – 4 тыс.долл.
Юрий ГАЛЬЦЕВ (+шоу из 5 человек) – 4 тыс.долл.
Ефим ШИФРИН – 3 тыс.долл. (за один номер)
Геннадий ВЕТРОВ – 3 тыс.долл. (за один номер)
Михаил ГРУШЕВСКИЙ – 2,5 тыс.долл. (за один номер)
Сергей ДРОБОТЕНКО – 2,5 тыс.долл. (за один номер)

Справка «НИ»

Алексей КОРТНЕВ, актер, лидер группы «Несчастный случай», один из создателей телепрограммы «Оба-на»:
– Периодически смотрю «Аншлаг», потому что отвратительное притягательно. С одной стороны, я порадуюсь закрытию «Аншлага», если это случится. Их надо гнать поганой метлой. Было бы неплохо еще и в тюрьму посадить, но, к сожалению, это уже не во власти министра культуры. С другой стороны, вода все равно найдет дырочку. Поскольку наши люди любят смотреть «Аншлаг», значит, он появится на другом канале. А статус гонимых, как известно, приятен и полезен, и все эти удивительные юмористы могут перейти в андеграунд – вместо рок-н-ролла.

Лион ИЗМАЙЛОВ, писатель-сатирик, автор телепрограммы «Смешные люди» Первого канала:
– Я против того, чтобы закрывали «Аншлаг». Программа 15 лет имела высочайшие рейтинги, и если министру она не нравится, это не значит, что она не нравится всему народу.

Андрей КНЫШЕВ, автор-создатель цикла телепередач «Веселые ребята», писатель:
– У меня нет слов. Не было слов, когда «Аншлаг» открывали, нет слов и сейчас.

Сергей СОЛОВЬЕВ, кинорежиссер:
– С одной стороны, я против каких-либо административных закрытий. С другой, «Аншлаг» сводит с ума огромное количество людей. Там выступают очень талантливые люди, но временами это напоминает ситуацию, когда человек встает с утра и 24 часа шутит и смеется. Получается уже не передача, а какой-то медицинский казус с девизом «шутка за шуткой». У меня от этого количества шуток какое-то тягостное ощущение.

Справка «НИ»

По данным исследований российской телеаудитории, юмористические программы предпочитают смотреть 60% населения. Телевизионные передачи вроде «Аншлага» (телеканал «Россия») и «Кривого зеркала» (Первый канал), состоящие из номеров артистов разговорного жанра, являются наиболее рейтинговыми. Обе программы зачастую «меняются» актерами. Одни и те же артисты кроме многочисленных вариаций «Аншлага» («Аншлаг и Ко», «Аншлаг представляет», «Авоська «Аншлага», «Аншлаг» на Алтае», «Аншлаг» на Волге» и т.д.) на канале «Россия» выступают в программах «Кривое зеркало» и «Комната смеха», а на Первом канале – в «Смехопанораме» и «Шутке за шуткой». В сентябре еще не все программы возобновили выход, поэтому если посмотреть их майские рейтинги, то, по данным Gallup Media, среди юмористических программ лидировало «Кривое зеркало» (рейтинг 9,0%), за ним шли «Смехопанорама» (7,4%), «Комната смеха» (6,6%), «Шутка за шуткой» (6,3%), а «Аншлаг» замыкал эту пятерку с рейтингом 4,5%.
На западном телевидении подобных сборных регулярных программ практически нет. Там преобладают авторские юмористические передачи-сериалы, вроде «Шоу Бенни Хилла» или «Мистера Бина», чаще всего состоящие из мини-фильмов или мини-телеспектаклей. В России передачи подобного сериального формата также есть, например, «Городок» на «России», «Осторожно, модерн!» на «СТС». Но их рейтинги обычно ниже, чем у разговорников.

Лион Измайлов: «Я тупею от телесериалов»
Смех на продажу

Опубликовано в номере «НИ» от 24 сентября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: