Главная / Газета 21 Сентября 2004 г. 00:00 / Культура

Нескучная классика

Вчера в Москве открылся питерский форум старинной музыки Earlymusic

ОЛЬГА РОМАНЦОВА

Фестиваль старинной музыки Earlymusic в этом году проходит параллельно в Петербурге и Москве. Московская программа открылась вчера концертом в Рахманиновском зале консерватории. Барочный оркестр Екатерины Великой, британский контратенор Майкл Чанс и сопрано Эмма Киркби исполнили Stabat mater Перголези.

Итальянец Паоло Пандольфо станет одним из самых желанных гостей Earlymusic.
Итальянец Паоло Пандольфо станет одним из самых желанных гостей Earlymusic.
shadow
Шесть лет подряд любители старинной музыки в аутентичном исполнении исправно ездили в Санкт-Петербург, где ежегодно проходит фестиваль Earlymusic. За полдюжины лет форум любителей старинных инструментов и музыки смог стать не менее популярным, чем «Звезды белых ночей». Из России и Европы сюда собираются те, кому одинаково надоели эстрадные концерты и чинные академические вечера. Организаторы фестиваля – Андрей Решетин и Марк де Мони – с самого начала заявили: «Либо мы проводим фестиваль на уровне мировых стандартов, либо не проводим его вообще». Поэтому они регулярно добиваются невозможного: приглашают западных звезд и платят им соответствующие гонорары. В этом году за старинной музыкой в Северную столицу можно не ездить. Московская программа питерского фестиваля всего на несколько концертов меньше, чем питерская.

Хотя аутентисты частенько играют Моцарта и Баха, от академических исполнителей их отделяет огромная пропасть. Примерно такая же, что разделяет «академиков» и рок-музыкантов. В 60-х годах прошлого столетия все аутентисты считались андеграундом, а музыканты частенько переходили из рок-групп в ансамбли старинной музыки и обратно. Для тех, кто, устав от классики XIX века и традиционных скрипки, пианино или трубы, устраивал перформансы, запуская в рояль мышей или сжигая его дотла, чтобы добиться необычного звучания, аутентизм стал якорем спасения. У них появились клавесины с гусиными перьями, скрипки с жильными струнами, слегка гнусавящие музейные блок-флейты, лютни и даже виолы да гамба (которые со стороны смотрятся как странный гибрид гитары и виолончели).

Все эти инструменты будут звучать в фестивальной программе, которая пройдет в залах Консерватории, Театре Гонзага в Архангельском и в театре «Школа драматического искусства». По обыкновению, в рамках Earlymusic выступают лучшие исполнители. Среди них главный американский трубадур – патриарх старинной музыки лютнист Пол ОТДетт, директор самого известного в США фестиваля ранней музыки Boston Early Music Festival. Его муза – певица Эллен Харгис. Итальянец Паоло Пандольфо – признанный гуру всех, кто играет на виоле да гамба, его ученик Гвидо Балестраччи, сам уже давно превратившийся в мастера. И Уильям Донгуа, играющий на цинке (старинный духовой инструмент, напоминает большой рог из дерева или из кости). Итальянские композиторы эпохи раннего барокко любили его не меньше, чем современные джазмены любят саксофон. В конце фестиваля к старинной музыке добавятся танцы. Ансамбль L'Arpegiatta (Франция) покажет в Театре Гонзага программу «Тарантеллы: музыка и танец при дворе кардинала Барберини». Но и без танцев слушателям не придется скучать. Как известно, в эпоху барокко или Ренессанса скучных, академических концертов просто не было. Поэтому музыканты-аутентисты сделают все возможное, чтобы привычную степенность забронзовевшей классики заменить свежим дыханием ожившей старины.

Правда, сегодня в академической среде на аутентистов смотрят, как и раньше, свысока. Ведь за два-три столетия у людей слишком сильно изменились представления о музыке, и, как знать, быть может, «первозданные» инструменты в руках средневековых музыкантов звучали совсем по-иному, да и пели наверняка совсем по-другому. К примеру, даже один из патриархов и теоретиков движения аутентистов Густав Лернхардт признается: «В музыке не существует аутентичности. Если мы говорим о картине или скульптуре, они могут быть аутентичными, даже фарфор, если на нем нет грязи, – время не властно над ними. Музыка – другое дело. Композитор, играя собственное произведение, никогда не может повторить точно то, что уже однажды исполнил. Может быть, то, что мы делаем, стоит называть уважительным и честным исполнением?». Тем не менее старинная аутентичная музыка жива, и в этом легко убедиться на фестивале Earlymusic.


Опубликовано в номере «НИ» от 21 сентября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: