Главная / Газета 9 Сентября 2004 г. 00:00 / Культура

Новый стандарт гармонии

Московский музыкальный сезон открыли аккордеонист Киммо Похьонен и «Кронос-квартет»

КОНСТАНТИН БАКАНОВ, ЕКАТЕРИНА РЕПЬЕВА (фото)

Выступление в Московском дворце молодежи именитого американского струнного «Кронос-квартета» и финского аккордеониста Киммо Похьонена Kluster стало для москвичей настоящим открытием – открытием новой гармонии.

Киммо Похьонен (на фото внизу) и «Кронос-квартет» заставили москвичей по-новому взглянуть на музыку.
Киммо Похьонен (на фото внизу) и «Кронос-квартет» заставили москвичей по-новому взглянуть на музыку.
shadow
К длиннющей очереди, которая выстроилась у входа в МДМ, то и дело подходили случайные прохожие и спрашивали, зачем, мол, стоим. Слово «концерт» их несколько смущало, но все без исключения переспрашивали «чей?». Слова «Кронос-квартет» и «Кластер» и вовсе повергали прохожих в смятение, и, как правило, вопросов больше не было. Концерт начался с минуты молчания. Объявивший ее Александр Чепарухин, музыкальный эксперт и концертный импресарио, как обычно, вышел пообщаться с публикой и немного рассказать о музыкантах. Проекты, которые привозит в Россию этот человек, малоизвестны широкой аудитории, но все они подходят под определение «настоящее искусство». Причем искусство не музейное, а самое что ни на есть «актуальное» – самое смелое из всего, чем обладает на текущий момент музыкальный мир, и непременно талантливое.

Знатоки утверждают, что совместный проект Киммо и «Кроноса» – событие почти эпохальное в мировой музыке (накануне с той же программой артисты выступили в Хельсинки). «Квартет», исполняющий классику на стадионах и рок-музыку в академических залах, уже знают в России. Эта струнная группа существует 30 лет и с одинаковым энтузиазмом исполняет Шнитке, Хендрикса, Зорна, Пендерецкого, Гласса, Пресли и прочих сильных мира сего – как признанных классиков, так и бойцов рок-фронта. Большинство из этого «звездного» списка композиторов не гнушались писать музыку специально для «Кроноса». Что касается Похьонена, он у нас был лишь однажды с клубным концертом, да и миру открылся не так давно. Пару лет назад его заметил в Латвии большой любитель музыкальной экзотики Дэвид Боуи и пригласил на свой фестиваль, где финн стал главной сенсацией. Теперь
shadow Киммо называют «лучший аккордеонист мира». И вот, наконец, смесь двух проектов дала нечто совсем неожиданное, не вписывающееся ни в какие музыкальные каноны и клише. Главное, что объединяет музыкантов, – интерес к электронной музыке, которая звучит на равных правах с «живыми» скрипками или соответственно с «живым» аккордеоном. Для академических традиций – неслыханная смелость, ведь еще недавно в наших музыкальных училищах были убеждены: «электричество губит настоящее искусство».

После первого отделения (в нем «Кронос-квартет» выступал сольно, с классическим репертуаром и без спецэффектов) продвинутая публика ворчала: «С этим можно было выступить где-нибудь в Гнесинке». Зато после антракта, когда вышел Киммо, а звукорежиссер засучил рукава, все намертво прижались к креслам и разинули рты. Лавина звуков, извлекаемых компьютером, сливаясь с голосом классических скрипок и виолончели, буквально обрушилась на зал. Любители классического Баха и Моцарта наверняка подумали, что попали в самое адское пекло. Шесть исполнителей, одетых по большей части в черное, тем временем сидели как ни в чем не бывало, за спиной каждого зловеще подмигивала залу стойка с прожекторами, а на заднике красовались составленные из лучей мрачновато-серые символы, отдаленно напоминающие знак радиационной опасности. Едва ли не впервые на большом концерте в России был применен эффект «звук вокруг», знакомый нам по современным кинотеатрам. Поначалу некоторые принимали очередной «объемный» сэмпл за команду «воздушная тревога» и инстинктивно съеживались, но затем привыкли к новому ощущению. Звук временами переходил не то в скрежет, не то в свист, наваливаясь на слушателей с самых необычных конфигурациях и сплетениях, появляясь то сзади, то сбоку, то спереди. А шестеро черно-белых магов, музыкальных алхимиков (Киммо, его «электронщик» и квартет) все активнее колдовали на сцене. Гремучая смесь из скрипок, аккордеона и новейших компьютерных технологий, смелое сочетание всех стилей, от фолка и горлового пения до drumТnТbass и минимализма – таков новый стандарт гармонии сегодня.

Буквально через месяц «Кронос-квартет» вновь приедет в Москву, на сей раз уже без горячего финна. Американцы намерены выступить с классической программой в память об Альфреде Шнитке. Но, право, без Киммо Похьонена и без его безумного звукорежиссера это будет уже не то.


Опубликовано в номере «НИ» от 9 сентября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: