Главная / Газета 27 Августа 2004 г. 00:00 / Культура

В Индии секс есть

Знаменитые киностудии Болливуда меняют скромные поцелуи и танцы на откровенные постельные сцены

ИРИНА МИХАЙЛОВА, Мумбаи, МИХАИЛ МАЛЫХИН

Этим летом на экраны Индии вышли два фильма, которые буквально всколыхнули страну. Эротичная картина «Убийство» Махеша Бхатта и фильм о лесбиянках «Герлфрендс» Карана Раздана вызвали горячую дискуссию среди зрителей и критиков. В Индии заговорили о необходимости ужесточения цензуры. Тем временем в Европе начался настоящий бум нового индийского кино, тогда как в России о нем пока никто не знает.

Фильм «Убийство» Махеша Бхатта взорвал общественное мнение Индии.
Фильм «Убийство» Махеша Бхатта взорвал общественное мнение Индии.
shadow
Индусы, которые в конце 90-х бежали в Европу и Америку, чтобы родители не заставили их, согласно традициям, «жениться вслепую», вернувшись сегодня на родину, ничего не могут понять. Соотечественники в больших городах пьют колу, обедают в кафе «Макдоналдс» и носят одежду от Армани. На дискотеках и в барах Дели или Мумбаи (бывший Бомбей) все реже увидишь полных юношей и девушек. Если раньше восточная полнота считалась эталоном красоты, признаком здоровья и достатка, то теперь на европейские стандарты (90–60–90) здесь равняются почти все девушки. А юноши предпочитают заниматься бодибилдингом, чтобы выглядеть как западные кинозвезды. Если год назад песни индийских кинофильмов составляли 80% репертуара музыкального телеканала MTV-India, то теперь западные продюсеры всерьез подумывают об увеличении количества рока и англо-европейской попсы в эфире. Все это – результат моды на западную цивилизацию.

Тем временем в Европе и Америке последние пару лет наблюдается настоящий бум на все индийское. Дело даже не в лондонских и парижских модельерах, которые используют индийские мотивы в своих коллекциях. Все гораздо серьезнее – за раскрутку Индии в старом и новом свете взялся шоу-бизнес и кинематограф. Когда в 2001 году в мир вышел суперкитч База Лурманна «Мулен Руж», даже для непрофессионалов было понятно, что режиссера интересует здесь не история легендарного парижского театра, а роскошь Индии. Посмотрев это, кинокритики говорили: да это же настоящий Болливуд. Сентиментальная музыкальная мелодрама с песнями и танцами была выдержана в канонах традиционных индийских фильмов, а дуэт Николь Кидман и Эвана Макгрегора выглядел парой из хинди-кино. Только белокожие. Баз Лурманн в конце концов сам признал истоки своего творческого вдохновения: перед тем как приступить к проекту, он жил в Индии и тщательно изучил «правила» народного индийского кино.

Болливуд затронул за живое еще одну мировую знаменитость – Эндрю Ллойда Веббера – автора мюзиклов «Кошки» и «Призрак Оперы». Он преподнес Европе мюзикл «Фантазии Бомбея», музыку к которому для него написал индус Аллах Ракха Рахман. В Болливуде тогда стали говорить, что Запад, мол, танцует под нашу дудку, и решили подыграть всерьез.

В начале нового тысячелетия в Европе появилась серьезная болливудская картина Gadar о территориальных проблемах между Индией и Пакистаном, не менее серьезная лирическая лента Lagaan с Амир Кханом, а фаворитом последнего Каннского фестиваля стала картина Devdas, выдержанная по всем канонам европейского кино, но с индийским колоритом. Эти фильмы для индийского кино – экспериментальные скорее с технической и художественной точки зрения. Новые картины, вышедшие недавно в прокат в самой Индии, подвергли эксперименту мораль самих индусов.

Картина «Убийство» режиссера Махеша Бхатта потрясла родину Камасутры откровенными эротическими сценами. Слова режиссера: «К сексу нельзя относиться серьезно» и «Кино должно не поучать, а доставлять удовольствие», – буквально взорвали устои морали страны. На самом деле «Убийство» в принципе рассказывает об истории любви и к институту брака относится с уважением. Секс и скабрезные сцены – это лишь маскировочный блеск. В кульминационный момент постельной сцены с любовником героиня, к примеру, заявляет, что ее тело принадлежит мужу, а не другому, хотя фактически она нарушает вековые ценности, идет наперекор традиционным табу. Режиссер утверждает, что его фильм стал хитом, потому что высоко ставит основы брака, а не потому, что там занимаются сексом:

«Меня не смущает, если народ будет говорить, что я торгую сексом. Я не буду увиливать и отрицать, что я использую секс, чтобы поднять мой товар. Переплетение секса и жестокости – гарантия финансового успеха.

Индия – не страна аскетизма, она никогда не выступала против наслаждений. Я отказываюсь быть смирительной рубашкой с набором представлений девятнадцатого века».

Впрочем, апофеозом последних дней стала картина «Герлфрендс» – о лесбийской любви с горячим сексом. Критики называют фильм «абсолютно неумеренным» и «бездарно эротичным». Именно после него в Индии заговорили о цензуре, мол, что-то она расслабилась. Но самое удивительное, что этот фильм вызвал серьезные дискуссии об истоках лесбийской любви и о наличии ее в Индии. Оказалось, что приверженцы однополой любви жестоко преследуются и это приводит их к самоубийству. Тут к месту вспомнили, что пять тысяч лет назад в индусских святых книгах «Ведас» в разделе «Камашастра» написано, что люди делятся на мужчин, женщин и третий пол «тритийя – пракрити». Лесбиянки трактуются как независимые женщины, живущие одни либо с другой женщиной, – они такие же члены общества, как и другие люди. В современном индийском обществе отношение к однополой любви изменилось – считается, что ее представители засоряют нацию. Реакция на фильм «Герлфрендс» такова: одни считают, что это развращает молодые неокрепшие головы, и запрещают детям идти в кино. Другие, вспоминая «Ведас», ставят проблему неожиданно: «Почему дети не должны смотреть этот фильм, потому что он плохой или потому что он о лесбийской любви? Но почему тогда дети смотрят фильмы о насилии, убийствах, с вульгарными танцевальными движениями?!» Газеты рассуждают: принимать или не принимать однополую любовь в индийском обществе? Это дело личного выбора, но надо быть нетерпимыми и фанатичными по отношению к насилию и дискриминации.

Глобализация, спутниковое телевидение, высокие технологии, совершенство коммуникационных систем увели кинопроизводство Индии от застоя. Во многом благодаря странной игре в индийское на Западе Болливуд стал сильно меняться и менять свою страну. В России пока этих восточных страстей не понимают. Старшее поколение вспоминает лишь легендарные картины 1950-х годов «Господин 420» и «Бродяга» с Радж Капуром и Нарджис, а люди помоложе – фильм 1982 года «Танцор Диско» с Митхуном Чакраборти. Новое кино Индии наверняка скоро придет к нам, но теперь придет с Запада как новое веяние, новая мода. Сможем ли мы тогда понять и полюбить наших старых друзей, которые сильно изменились?


Опубликовано в номере «НИ» от 27 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: