Главная / Газета 20 Августа 2004 г. 00:00 / Культура

Провинциальное фуэте

Басков вместе с Волочковой сделают для России то, что оказалось не под силу президентскому совету

СЕРГЕЙ АНИСИМОВ, Нижний Новгород , МИХАИЛ МАЛЫХИН

В ближайший вторник главный тенор российской эстрады Николай Басков прибудет в Нижний Новгород для подписания контракта с местным оперным театром. Певца не смущает, что играть роль Самозванца здесь ему предстоит всего за 100 долларов в месяц. Пусть это получилось случайно, но факты таковы: Басков и уехавшая в Краснодар Анастасия Волочкова выполнят важную миссию – привлекут внимание к провинциальной культуре.

shadow
Пожалуй, сегодня нет более одиозных фигур в российской культуре, чем Волочкова и Басков. Баскова пресса давно окрестила «Волочковой в опере», а Волочкову соответственно – «Басковым в балете». И дело, разумеется, не в том, что первая умеет петь (впрочем, кто ее знает), а второй – танцевать (вот это вряд ли). По сути, единственное, что их объединяет, – несложившаяся карьера в Большом театре. Что, впрочем, не трагедия – каждый из артистов по сей день обладает огромной популярностью, немереным войском поклонников и папарацци под окнами, а заодно – репутацией звезд шоу-бизнеса, выступающих на академических сценах.

Вылетев в этом году из гнезда, два птенца Большого решили пойти каждый своим путем. После тщетных попыток подписать контракт с зарубежными оперно-балетными театрами оба артиста пока отказались от заоблачных высей и спустились в российскую глубинку. Волочкова – в Краснодар, а Басков – в Нижний Нов-

город. Они здесь не стали рассуждать в интервью о своей любви к русскому народу, как это обычно делают наши великие дирижеры, пианисты и скрипачи, которые раз в год выезжают на променад куда-нибудь на Волгу, а потом рассказывают: «Вы не представляете, с какими лицами нас слушает провинция». Волочкова сцепив зубы влилась в кубанскую труппу Юрия Григоровича, сказав: «Где Юрий Николаевич, там русский балет». Как уже писали «НИ», благодаря появлению столичной дамы мигом взлетели цены на билеты. Но вместе с тем о краснодарском балете заговорили не только в столицах, но и за рубежом.

Сегодня настала очередь явления Баскова. Руководство Нижегородского академического театра оперы и балета объявило, что 24 или 25 августа сюда приедет певец Николай Басков для заключения контракта с театром на предстоящий театральный сезон. Как уже писали «НИ», эта идея исходила от самого певца.

Сам Николай Басков кокетливо сказал журналистам, что выбрал Нижний Новгород исключительно потому, что оперный театр здесь носит имя Пушкина. Администрация почувствовала себя польщенной. «Мы предоставим Николаю Баскову возможность петь все оперные партии, которые будут ему интересны, – сообщила «НИ» директор театра Анна Ермакова. – В нашем репертуаре такой разбег для тенора, что многие театры могут позавидовать».

Будущие коллеги Баскова по сцене говорят, что не боятся пришествия сильного конкурента, а скорее воспринимают его как талантливого, но все же ученика, едущего в провинцию на стажировку. «Для Николая Нижегородский театр может стать университетом, поскольку на его сцене сегодня идут спектакли, составляющие золотой фонд оперного искусства, – «Травиата», «Риголетто», «Бал-маскарад», «Тоска», «Аида», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Севильский цирюльник», – говорит солист театра Михаил Ларин, четверть века отработавший на оперной сцене. – Театр очень нуждается в тенорах. Поэтому мы будем только рады, если Николай Басков захочет исполнять часть нашего репертуара».

Коллеги уже готовы отдать столичной знаменитости партии Владимира Игоревича в «Князе Игоре», Ивана Лыкова в «Царской невесте» и Самозванца в «Борисе Годунове» и убеждены, что появление Баскова на сцене Нижегородского оперного повысит кассовые сборы.
Волочкова говорит, что русский балет там, где Григорович.
shadow Художественный руководитель театра Ольга Иванова уверена, что желание Баскова выступать на нижегородской сцене обусловлено «стремлением перенять многолетний опыт коллег по творческому цеху и совершенствовать свое оперное искусство».

Нижегородский культурный бомонд пока в недоумении относительно финансовой части контракта с Басковым. В театре говорят прямо: мы не можем предложить певцу больше чем ставку ведущего мастера сцены размером 2300 рублей в месяц. Кроме этого за звание народного артиста России Басков будет дополнительно получать 30% оклада. В случае перевыполнения плана он вправе рассчитывать и на ежемесячную премию еще в тысячу рублей. Руководство театра не исключает повышения цен на билеты на спектакли с участием Николая Баскова, однако обещает, что повышение не будет значительным.

Тем временем разыграть карту популярного тенора не терпится и политикам регионального масштаба. Аппарат полпреда президента в Приволжском федеральном округе сделал заявление о том, что именно он стал посредником в процессе «трудоустройства» Николая Баскова в Нижнем Новгороде. По словам советника Сергея Кириенко Натальи Шурочковой, кроме занятости певца в оперных спектаклях предполагается участие Баскова в ряде спецпроектов полпредовской коллегии по развитию Нижнего как столицы Поволжья.

В самой коллегии «Новым Известиям» подтвердили предполагаемое участие певца в проектах полпредства, но затруднились с ответом, в каких именно. Не знают там и «об особой оплате услуг артиста». Кстати, нижегородский правозащитник Алексей Светличный, который уже несколько месяцев пытается доказать в суде, что полпредовская коллегия – антиконституционное образование, так прокомментировал «НИ» затеи с Басковым: «Суд признал, что коллегия является совещательным органом, а значит, не может заключать финансовые договора. Поэтому Николай Басков здесь может вляпаться в нехорошую историю. Кто знает, из каких денег ему заплатят за участие в спецпроектах?»

Пока суд да дело, оба артиста незаметно для многих сделали то, что до сих пор было не под силу даже члену президентского совета по культуре худруку Мариинского театра Валерию Гергиеву. Последний, как известно, обещал президенту поднять провинциальные театры на мировой уровень. Пока что это вылилось в серию поездок звезд Мариинки по российским городам в рамках Пасхального фестиваля. Надо думать, на них там смотрели как на явление (в любом смысле этого слова). Обосновавшись в провинции, Волочкова и Басков – что бы ни говорили в прессе об их талантах – смогли привлечь пристальное внимание к местной культуре. А это значит, что у культуры этой теперь появятся не только средства к безбедному существованию, но и стимулы для развития. В конце концов, ведь именно с этими коллективами артисты смогут выступать за рубежом. В свою очередь, это потребует творческого перевооружения театров. Для Краснодара и Нижнего это – настоящая революция!




Большой театр отказался продлить контракт с Басковым

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: