Главная / Газета 18 Августа 2004 г. 00:00 / Культура

Море слез

На фестивале в Выборге лидирует сентиментальное кино

ИРИНА ЛЮБАРСКАЯ

На XII кинофестивале «Окно в Европу», который начался в Выборге в прошлую пятницу, произошло уже много интересных событий. Показаны «Богиня» Ренаты Литвиновой, а также фильмы «Папа» Владимира Машкова, «Водитель для Веры» Павла Чухрая и многие другие. Каждая из этих картин вышибает из зрителей сентиментальную слезу. Наверное, в этом есть какой-то высший расчет – все билеты на фильмы проданы, в городе царит атмосфера праздника.

Виктор Сухоруков стал одним из самых желанных гостей фестиваля «Окно в Европу».
Виктор Сухоруков стал одним из самых желанных гостей фестиваля «Окно в Европу».
shadow
Выборг, как обычно, радует странностями. Пока Москва репетирует осенние дожди, здесь, на севере, по-летнему солнечно. Правда, на центральной улице посреди дороги стоит столбик с объявлением: «Осторожно, сосульки!». Но кто ж ему поверит. «Где тут знаменитый памятник мальчику с кошкой?» – интересуется Алла Демидова, приехавшая на фестиваль с собачкой. А вот и он, мальчик с кошкой, – оба одинакового размера, полметра с кепкой, отрешенно обнимаются. «Окно в Европу», как может, поддерживает общее ощущение съезжающей в сторону крыши. Организаторов нисколько не смутило, что в игровом конкурсе 13 картин, что фестиваль открывается в пятницу, тринадцатого, и вдобавок в один день с Олимпийскими играми. Весь город обклеен афишами конкурса «Мисс Окно в Европу», вызывая нездоровый интерес к тому, какая же оконная фирма будет спонсором. А в аннотации на фильм «Богиня», открывший фестиваль, играет двусмысленностью фраза о том, что единственная компания героини – бутылка коньяка.

В основе этого фильма мистическая история, которая сложной вязью символов, иносказаний и недосказанностей излагает, по-видимому, вполне достоверную историю души автора. «Нет смерти для меня» – так определяла Рената Литвинова судьбу всех актрис-красавиц в своем неигровом режиссерском дебюте. Ее героиня, следователь по уголовным делам Фаина, прекрасная и странная, как сама Рената, беседует во сне с умершей матерью (Светлана Светличная), пытается понять, что за инъекции делает себе странный профессор (Максим Суханов), и разыскивает пропавшую дочку обезумевших от горя родителей (Виктор Сухоруков и Елена Руфанова), а находит саму себя в зеркале смерти. Это был первый показ «Богини» на публике, и Выборг доказал свою зрительскую стойкость. Мало того, на следующие показы все билеты были проданы, однако сеансы придется отменить, потому что право первой ночи у фестиваля оказалось буквальным – только первой и лишь одной ночи. Сама Рената сразу после премьеры улетела снимать клип на новую песню Земфиры. Это будет еще один ее дебют.

Подтверждая свою способность все переворачивать с ног на голову, Выборгский фестиваль вручил свой первый приз прямо на открытии. Он называется «Взял кассу» и представляет собой самый настоящий стул, вроде тех изделий мастера Гамбса, которые разыскивал Остап Бендер. Бриллиантов в нем пока нет, но предполагается, что тот, кому удастся собрать гарнитур из 12 стульев, получит и драгоценности. Гонку за бриллиантами открыл Сергей Члиянц, продюсер фильма «Бумер», ставшего в прошлом году чемпионом проката. Год назад в Выборге эту картину постеснялись отметить серьезной наградой. Все-таки «бандитский» сюжет и идеология «шестидесятников», которую бережно сохраняют отцы – основатели «Окна в Европу» во главе с президентом фестиваля Арменом Медведевым, не способны сотрудничать. «Вот мы вас и посадили», – едко пошутил президент, вручая «стул» Члиянцу. «Хорошо, что не в инвалидное кресло», – отшутился продюсер.

Первые показы вывели в разряд зрительских лидеров, голосующих по «Выборгскому счету», фильм Павла Чухрая «Водитель для Веры». Это неудивительно. Прокат картины уже начался и идет успешно. По крайней мере кинотеатры в Москве переписывают даты в договорах, продлевая показ. Продюсер Сергей Сельянов, который дебютировал в данном случае в роли прокатчика, совершенно определенно дал понять, что этот сентиментальный фильм вполне может быть номинирован на «Оскар» от нашей страны. Впрочем, чемпионом слезоточивости, конечно, остается «Папа» Владимира Машкова. И это главное достоинство нехитрой, но очень эмоциональной картины. Как показала «Богиня», зрители готовы вежливо разгадывать сложные сюжетные схемы, если это сделано качественно. Но больше всего им хочется, чтобы экран помог выплеснуть те чувства, которые жизнь заставляет прятать поглубже. Японцы для этого используют кукол, которых можно отлупить, представляя на их месте обидчика. Но нам ближе другое, то, что Пушкин называл «над вымыслом слезами обольюсь». Можно сколько угодно обсуждать пережимы и незатейливость истории о типичном еврейском отце, измучившем сына скрипкой, которая помогла мальчику выбраться из глухой провинции. Можно сколь угодно осуждать сына, ставшего московским снобом и оскорбившего папу отчуждением. Но если зрители урыдались, значит, цель достигнута. Машков изменил сложную траекторию своей жизни, чтобы представить картину в Выборге, и нисколько не пожалел об этом. Семь минут титров, идущих под музыку Спивакова, публика высидела не шелохнувшись. Послезавтра состоится премьера «Папы» в родном городе актера-режиссера Новокузнецке. По его словам, он в полуобмороке от волнения.


Опубликовано в номере «НИ» от 18 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: