Главная / Газета 6 Августа 2004 г. 00:00 / Культура

Кина не будет!

Блеск и нищета – между ними выбирает российский кинопрокат

АННА ГОРБОВА

Главное событие кинолета: отечественный «вампирский боевик» стал абсолютным лидером проката. Москвичи в кои-то веки берут штурмом кассы, не щадя живота и кошельков своих. А в нескольких десятках километров от столицы, в деревне Бухолово, кино крутили последний раз ровно год назад. Отечественный «блокбастер» образца 1987 года «Акселератка» посмотрели 18 человек. Кассовые сборы составили 126 рублей.

На тревожные размышления наталкивает киноманов из глубинки «парадный подъезд».
На тревожные размышления наталкивает киноманов из глубинки «парадный подъезд».
shadow
Когда-то Бухолово было богатым селом со своей почтой, хлебопекарней и, конечно, клубом. Но жернова перестроечных лет основательно перемололи этот малонаселенный пункт. Единственным благом цивилизации, которым перед соседями бахвалились бухоловцы, было кино. Важнейшее из искусств до недавних пор держалось на инициативе завклубом, по совместительству старосты деревни.

Борис Годунов (именно так зовут последнюю надежду селян) от голубых кровей яростно отмахивается. «Мама моя была родом из Тверской области, папа – из Орла. Ну Борис Годунов – и что мне от этого? Был бы Борисом Ельциным – другое дело!»

Местные жители за высокий по здешним меркам материальный достаток прозвали старосту олигархом. Иногда друзья шутят по телефону: «Пригласите, пожалуйста, царька!». Возникающие по этому поводу шуточки и прозвища и раньше Годунова не особенно волновали. А тем более теперь. Пожарная инспекция из-за ветхой электропроводки клуб закрыла. В утлом домишке в одном помещении функционировали и бильярдная, и дискотека, и кинозал. Сдвинули кресла к стеночкам – можно потанцевать, расставили их по залу, опустили с потолка экран, завели проектор – смотрите блокбастер. Все это – в окружении пожелтевших от времени портретов звезд советского кино да обустроенного по-дизайнерски лихо «красного уголка»: веселый фонтанчик и сад камней Годунов с женой сделали сами.

«Людям было приятно сюда приходить, – обводит по-хозяйски рукой «царские» владения Борис Годунов. – Для деревенских посещение клуба – событие, выход в свет».

Каждую неделю, кроме зимы, когда заметает дороги, в Бухолово по заказу Годунова привозили фильмы. Не новые, конечно, и все же какая-никакая культура.
Суровая действительность нашего кинопроката.
shadow Приобщиться к изобретению братьев Люмьер можно было за семь целковых. Но год назад Годунов оповестил бухоловцев: «Кина не будет! И ныне, и присно, и во веки веков! Аминь!..».

Наверное, Годунов как-то по-другому, более понятно это сказал. Но какая разница: кина-то все равно в Бухолове нет. Меж тем газеты пишут, что российский кинематограф медленно, но становится на ноги. Государство вновь стало выделять средства для создания отечественной кинопродукции. Наши фильмы регулярно занимают призовые места на международных фестивалях. Мультиплексы, звук системы «Долби», трехмерное изображение становятся дополнительной приманкой для того, чтобы зритель вернулся в кинотеатры.

Но это свойственно только двум столицам. У глубинки совсем другие заботы. Кинозалы закрываются, кинопроекторы ломаются. Да, в общем, и показывать нечего: закрома муниципальных прокатов забиты «золотым фондом» – пересмотренными не раз и не два фильмами так называемого повторного репертуара.

«Государство потеряло нить управления кинопрокатом, – считает Игорь Степанов, генеральный директор Гильдии режиссеров России. – Большая доля его приходится на частных прокатчиков и продюсерские компании. Больнее всего это, естественно, ударило по удаленным от столицы регионам – сборы сельских и районных кинозалов предпринимателям крайне неинтересны. Областные бюджеты способны выделить деньги только на приобретение копий фильма. Копии если и закупаются, то доходят до зрителя слишком поздно, когда производители картины выпустили ее на DVD-дисках, видеокассетах или пустили по центральным каналам телеверсию. Зрителю на такой фильм идти, понятно, уже неинтересно».

Как пояснила «Новым Известиям» менеджер по кинопрокату одной из продюсерских компаний Екатерина Антонова, работа с регионами ведется на таких же условиях, как и со столицей: «Интерес к новым фильмам у них большой, но возможностей гораздо меньше. Объем регионального кинопроката составляет лишь 30% от московского. Новые копии стоят порядка 200 тысяч рублей. Старые дешевле. Но закупают их только частники...». Надежда и опора провинциального кинопроката, по существу, та же самая, что и у жителей деревни Бухолово, где живет Борис
«Кинщик» Борис Годунов.
shadow Годунов. Старая гвардия киноманов и по роду занятий, и по зову сердца по-прежнему готова сражаться за каждый купленный билет.

По мнению специалистов, провинциальный зритель для отечественного кинематографа хоть и потерян, однако не безнадежно. «Мы фактически возвращаемся к истокам, у которых стояли братья Люмьер. Кино в глубинках нужно популяризировать заново. Главное, чтобы вернуть былые традиции, надо напрочь забыть о коммерческом успехе. И государство в состоянии это сделать».


Опубликовано в номере «НИ» от 6 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: