Главная / Газета 13 Июля 2004 г. 00:00 / Культура

Федор Бондарчук

«Героев Афганистана чувствую нутром»

МАРИЯ ДУБОВА

В эти дни в Крыму Федор Бондарчук завершает съемку картины, о которой мечтал больше шести лет. Сценарий будущего фильма «Девятая рота» основан на реальных событиях 80-х годов и рассказывает о легендарной роте советских солдат, которые в бою с «черными арабами» – наемниками никому тогда не известного Усамы бен Ладена – удержали высоту, не отступив ни на шаг. В коротком перерыве между съемками Федор Бондарчук рассказал о своем фильме «Новым Известиям».

shadow
– Действие фильма разворачивается в период афганской кампании. Почему вас заинтересовал именно тот исторический период. И не было ли желания, скажем, переписать сценарий под чеченскую войну?

– Две эти войны перекликаются. Помните, как долго нам не говорили о том, какие войска зашли в первую чеченскую кампанию в Грозный? Это были восемнадцатилетние парни. В Афганистане воевали наши регулярные войска, на протяжении 10 лет туда посылались тоже пацаны восемнадцати и девятнадцати лет от роду... И все же Афганистан меня интересует больше, потому что с теми ребятами я дружил, взрослел вместе с ними. Я чувствую их своим нутром, своей кровью.

– Я знаю, что реальные герои той истории остались в живых. Вам доводилось встречаться с ними лично?

– Со многими из них просто дружу. Даже многие имена не стал изменять. Руслан и у нас в картине зовется Русланом. То же с Сергеем, Иваном… Наверное, глупо было бы придумывать им имена. Это те самые герои, которые воевали в девятой роте. Они нас, кстати, и консультируют. Двое из них проживут с нами весь съемочный период в Крыму. Ведь есть огромное количество колоритных мелочей, о которых только они нам и могут рассказать. Вплоть до того, какими шариковыми ручками писали на бронежилетах и что писали. Какие кеды носили. Как выражались, называя пули, бронежилеты, пулеметы, зеленку, камни, афганцев, тушенку… Как ели, как завязывали пластиком пулеметные рожки. Были такие «посмертки», как сейчас жетоны с группой крови – гильзы, в которые опускались маленькие бумажки, где от руки была написана группа крови; их никогда не брали с собой в бой – из суеверия. В общем, присутствие этих людей для нас очень важно.

– Остался ли в вашей команде кто-то из актеров, проходивших пробы еще шесть лет назад?

– Остались Алексей Чадов, Артур Смольянинов и Михаил Пореченков. Они «жили» этим проектом, отказываясь от многих других. Дожили! Большое им за это спасибо! Они прилагают массу усилий в работе, щепетильны до мелочей. Миша Пореченков специально похудел для своей роли. Остальные ребята, наоборот, «набирают» мышечную массу. Занимаются спортом, потому что картина – физически сложная.

Актеры Федора Бондарчука «пройдут» армию за 3 месяца.
shadow – А не было ли желания – отправить ребят в казармы, строевому делу обучиться?

– У нас съемки идут поступательно: события развиваются так же, как происходит это в сценарии. Ребята сначала «попадают» в «учебку», потом проходят строевую подготовку, и только в конце их отправляют на войну. Поэтому жизнь их трансформируется каждый день. Я думаю, степень сложности этого съемочного процесса можно приравнять к тому, как если бы они прошли реальную армию, казармы. Мне важно, чтобы они впитали в себя все то, что написано про этих героев, чтобы они прошли становление, сами внутренне преобразились, как и герои. Они должны измениться визуально, загореть, у них отрастут волосы (Бондарчуку на съемки отводится 90 съемочных дней, при среднестатистическом съемочном периоде в 30–40.– Ред.). Актеры возмужают, привыкнут к военной форме. И к финалу картины, когда они будут воевать в Афганистане, они будут выглядеть уже настоящими боевыми красавцами-героями.

– Федор Сергеевич, шесть лет – срок большой. Все это время вы то говорили, что «запускаетесь», то останавливали съемки. Когда в этом году вы вновь объявили о начале работы над фильмом, вам мало кто поверил?

– Я хотел опустить руки миллион раз, послать эту «Девятую роту» ко всем чертям! В конце концов дал себе слово: если в этом, 2004-м, году не найду окончательно финансирования для проекта и не начну снимать, то позволю себе переключиться. На бюджет, что был собран, можно спродюсировать пару картин про любовь и еще какой-нибудь маленький фильм снять самому...

– Вы суеверны?

– Стараюсь не верить в приметы. В знаки – верю, и за эти годы их было очень немало. Но я о них не могу говорить: это очень интимно. Всегда расстраиваюсь, когда что-то не могу довести до конца. Со мной это случается крайне редко. Поэтому теперь, когда все вроде бы складывается, я такой восторженно-уверенный.



Справка «НИ»

Федор БОНДАРЧУК родился 12 мая 1964 года. Родители – актриса Ирина Скобцева и режиссер Сергей Бондарчук. В 1991 году закончил постановочный факультет ВГИКа (мастерская Юрия Озерова). В том же году вместе с Тиграном Кеосаяном Федор занялся клипмейкерством. Первая их работа – ролик на песню Натальи Ветлицкой «Посмотри в глаза». Позднее вместе со Степаном Михалковым создал фирму Art Pictures Group (производство рекламных роликов и видеоклипов). В сферу их интересов входило и многое другое: организация выставок, фестивалей, клубов. Их детище – фестиваль рекламных роликов «Поколение». Впервые в кино снялся еще у отца в фильме «Борис Годунов» (1986) в роли царевича Димитрия. На его счету в качестве актера более десяти киноработ, среди них – «Сталинград» (1989), «Арбитр» (1992), «Бесы» (1992), «Стреляющие ангелы» (1993), «Кризис среднего возраста» (1998), «Восемь с половиной долларов» (1999), «Даун Хаус» (2001). В 1993 году поставил фильм «Люблю» – бенефис Людмилы Гурченко. Также является режиссером телерекламы, клипмейкером и ведущим программы «Кресло» на канале СТС.

Федор Бондарчук: «Все почему-то ждали от меня праведной жизни в искусстве»

Опубликовано в номере «НИ» от 13 июля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: