Главная / Газета 5 Июля 2004 г. 00:00 / Культура

Пьяная «Груша»

На главном российском фестивале авторской песни потеснили бардов

ОЛЬГА ЩЕРБАКОВА, Самара

Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина уже давно перестал быть только бардовским слетом. Хиппи, панки, кришнаиты, скинхеды облюбовали Грушинский фестиваль еще пару лет назад. Как, впрочем, и известные политики, которые из года в год, особенно перед выборами, приезжают на Мастрюковские озера бесплатно попиариться. Истинных ценителей авторской песни на Грушинской поляне остались единицы.

Место именитых бардов на Грушинской горе заняли молодые поклонники рока и шансона.
Место именитых бардов на Грушинской горе заняли молодые поклонники рока и шансона.
shadow
В последние годы фестиваль заметно помолодел. Если раньше на Мастрюковских озерах, между Самарой и Тольятти, собирались похожие на леших бородатые дядьки с гитарами, то теперь их здесь днем с огнем не сыщешь. На главных улицах фестивальной поляны можно было лицезреть пьяную агрессивную молодежь. Хотя в последнее время каждого прибывшего на электричке на Грушинский встречает наряд милиции и проверяет все сумки, отнимая бутылки с алкоголем, – на «Груше» пьют все. И барды в том числе (судя по слегка припухшим утренним лицам). По-другому здесь нельзя – такова традиция. Другое дело, что для некоторых пьянка становится главной целью поездки на фестиваль. В отличие от прошлого года, когда за появление в нетрезвом виде были задержаны четыре человека, в этом году поддавшихся чарам зеленого змия и не сумевших овладеть собой было выявлено 156. К тому же милиционеры изъяли у туристов 7 килограммов марихуаны.

Многие до сих пор уверены, что Грушинский фестиваль назван так в честь фрукта. На самом деле крупнейший всероссийский бардовский форум связан с именем Валерия Грушина, который в августе 1967 года погиб в Саянах, вытаскивая детей из ледяной воды таежной реки Уды. Через год его друзья собрались в Жигулевских горах. Это был первый Грушинский фестиваль, на котором у костра пели чуть больше 600 человек. В советское время этот неформальный форум бардов несколько раз разгоняли, запрещали приглашать Владимира Высоцкого и других «неугодных» авторов-исполнителей. Сегодня разрешено все. Нынешний фестиваль стал уже 31-м. Может быть, из-за того, что дата неюбилейная, звезд было мало. Сто тысяч зрителей, собравшихся в ночь с субботы на воскресенье на Грушинской горе послушать мэтров авторской песни, были слегка разочарованы отсутствием лидера рок-группы «ДДТ» Юрия Шевчука, который пару лет назад здесь же на всю страну объявил себя бардом. Олег Митяев и Александр Городницкий тоже не порадовали туристов своим присутствием. «Видать, дорогое это нынче удовольствие – приглашать звезд», – шептались зрители.

Как рассказал «Новым Известиям» президент Грушинского клуба Борис Кейльман, все эти музыканты получили официальное приглашение, однако по тем или иным причинам приехать не смогли: «Ну я же не мог их взять за грудки и притащить сюда! Зато посмотрите, сколько в этом году у нас прекрасных лауреатов!..» Лауреатов на этот раз было действительно много, целый десяток: Ольга Чикина (Рязань), Олег Новосельцев (Нижний Новогород), квартет «Баумана-33» (Димитровград), ансамбль «Альманах» (Волгоград), Наталья Туриянская (Москва), Елена Решетняк (Астрахань), Алексей Бардин (Полтава), Роман Ланкин (Томск), группа «Зимовье зверей» (Санкт-Петербург) и Эдуард Двухименный (Алма-Ата). Многие из них были приняты так же тепло, как и известные лица фестиваля – Галина Хомчик, Леонид Сергеев, Вадим Егоров, гитарист Иван Смирнов, Андрей Козловский с группой «ГрАссМейстер». Поскольку с фестивалем в этом году совпало сразу несколько памятных для всех бардов дат, на концерте звучали песни Визбора, Высоцкого, Окуджавы и Клячкина. «Имена, которые не с нами, а над нами», – как заметил председатель жюри нынешнего фестиваля Вадим Егоров. И все-таки бардовская песня стала на Грушинском фестивале исторической достопримечательностью. Проходя мимо какой-нибудь компании, уютно скучковавшейся вокруг костра, можно было услышать «Мурку» или «Гоп-стоп», а то и рок-шлягеры. Кажется, что многим прибывшим сюда вряд ли знакомы имена Галича или Визбора.




Сергей Никитин: «Блатные песни – это спекуляция»

Опубликовано в номере «НИ» от 5 июля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: