Главная / Газета 7 Июня 2004 г. 00:00 / Культура

Душевная электроника

Легендарную немецкую группу Kraftwerk москвичи встречали эмоциями и светом мобильников

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

Первый визит немецкой группы Kraftwerk в Россию оказался более чем успешным. На концертах в Санкт-Петербурге и Москве отцы современной электронной музыки пели по-немецки, по-английски и по-русски.

Отцы современной «электроники» поразили россиян визуальными эффектами и растрогали своей музыкой.
Отцы современной «электроники» поразили россиян визуальными эффектами и растрогали своей музыкой.
shadow
За 37 лет своего существования известнейшие немецкие электронщики выступали у нас впервые. Однако традиционных разговоров о том, что к нам привезли очередные «сливки» (в смысле тех, кого в Европе уже давно «слили»), слышно не было. И в этом, наверное, главный парадокс. Казалось бы, успех Kraftwerk навсегда остался в 70-х, в эпохе научно-технического прогресса, когда они буквально ошарашили человечество своей революцией – вся музыка электронная, ни одного акустического звука в принципе. Это после них появились электронные французы Жан-Мишель Жарр и команда «Спейс». Перед российскими концертами многих волновал вопрос, что же будут делать революционеры теперь, когда ни одна композиция, даже разгильдяйской рок-группы «Ленинград» не может обойтись без синтезаторов. Но, как выяснилось, немецкие ветераны электроники не остались на уровне 70-х и вполне неплохо справляются с ультрасовременными навороченными музыкальными компьютерами. По приезде в Москву они признались, что счастливы работать в условиях, когда «композитор уравнялся в возможностях с писателем, которому нужны только ручка и бумага». «Сейчас, чтобы создать музыку, не нужны громадные залы и оркестры, достаточно компьютера», – уверены немецкие музыканты.

Перед московским концертом участники Kraftwerk признались «Новым Известиям», что «интенсивным приемом петербургской публики остались довольны», что российские зрители их «поняли и все оценили по достоинству». Судя по реакции зала, гостям «Лужников» немцы тоже пришлись по душе: каждую композицию публика встречала бурными овациями, одобрительным свистом и потрясающим световым шоу, составленным из подсветок мобильных телефонов (по аналогии с рок-концертами, когда зрители делают море огней из своих зажигалок). На сцене все выглядело не менее эффектно.

Четыре практически неподвижных музыканта, каждый за своим синтезатором, едва заметными движениями генерировали музыку на фоне огромного экрана. Вся динамика действа была сфокусирована именно на экране. Чего там только не было: сверкали яркие надписи, индустриальные сюжеты сменяли друг друга в трехмерном пространстве, вдруг появлялись модель атомного ядра и рассыпающиеся таблетки, а электрокардиограмма сменялась картинками велогонки. Больше всего нашей публике пришлись по душе сюжеты, так или иначе связанные с нашей страной или русским языком. Композиция Stop Radioactivity напомнила аудитории о чернобыльской катастрофе (Чернобыль музыканты поставили в один ряд с Хиросимой). В композиции Computerworld наш КГБ был почему-то упомянут в ряду таких учреждений, как Дойче-банк, Скотланд-ярд и ФБР. Видимо, специально для России классики электроники преподнесли композицию «Я твой слуга, я твой работник» на русском языке. Из динамиков неслось: «Я оператор и мой калькулятор... Я жму клавишу, она поет мелодию...». Многочисленные реверансы в адрес русского авангарда, которые, впрочем, остались лишь в репертуаре 70-х, вызывали настоящий восторг у российской публики. Теперь музыканты пишут музыку о своем давнем хобби – велогонках. Последний альбом называется Tour de France (по названию одного из самых престижных соревнований). Знаменитые роботы – механические копии участников Kraftwerk – не остались пылиться на германской земле. Ближе к концу шоу они появились на месте своих реальных прототипов: вертели руками и шевелили головами. Роботы – главная «изюминка» шоу Kraftwerk, которая в былые годы поражала воображение публики.

Итог визита Kraftwerk в Россию не в количестве пришедших зрителей (выступавший накануне Таркан собрал заметно больше народа), а в интеллекте, который три десятка лет назад объединял людей, стремящихся к прогрессу, и который объединяет их теперь. Создатели мощнейшей клубной культуры и в XXI веке дают фору многим диджеям, делающим на своих «вертушках» «искусственную музыку». Ведь, как оказалось, искусственная музыка от Kraftwerk по-настоящему способна растопить душу.


Опубликовано в номере «НИ» от 7 июня 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: